Из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Рамбам, Уважение, Почитание родителей, Тора и бизнес, Работник, Упрек, Любовь к ближнему
201-я заповедь — повеление, чтобы наемный работник в часы работы мог бы есть от растений и плодов, которые он обрабатывает, если они были «соединены с землей» (т.е. еще не собраны с поля, лозы, дерева и т.п.). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Когда войдешь в виноградник своего ближнего, можешь есть виноград сколько душе угодно, досыта, но в сосуд себе не клади. Когда придешь на жатву своего ближнего, то можешь обрывать колосья своей рукою…» (Дварим 23:25-26).
И разъяснено в трактате Бава меция (87аб), что из этих двух стихов мы учим: человеку разрешено есть от «соединенного с землей» в час сбора урожая. Одного лишь из двух стихов было бы недостаточно, как разъяснено выше (Д 140) относительно высказывания мудрецов (Сифра, Беар): «Если не было бы одного из двух изречений, мы бы не знали, как выполнять заповедь».
И из двух приведенных стихов постигается эта заповедь «делай»: наемному работнику разрешено есть от «соединенного с землей». И однозначно сказали мудрецы (Бава меция, там же): «Сама Тора разрешает им (наемным работникам) есть (в час сбора урожая)».
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Бава меция (87а-89б, 91б-93а).
202-я заповедь — повеление снимать поклажу со скотины, упавшей в пути под тяжестью груза. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если увидишь, что осел твоего врага лежит под своей ношею, то не оставляй его, развьючь, разгрузи его вместе с ним (вместе с хозяином осла)» (Шмот 23:5). И сказано в Мехильте (Мишпатим): «Развьючь, разгрузи…» — нарушающий это преступает и заповедь «делай» и заповедь «не делай».
Иными словами, нам повелевается развьючить скотину (и это заповедь «делай») и запрещается оставлять ее упавшею с поклажей, как мы разъясним в соответствующей заповеди «не делай» (270); и тот, кто оставляет ее лежащей под грузом, преступает и заповедь «делай», и заповедь «не делай». Итак, ясно, что слова Торы «Развьючь, разгрузи…» — это заповедь «делай».
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются во второй главе трактата Бава меция (31-33а).
203-я заповедь — повеление нагружать поклажу на скотину после того, как мы (или кто-то другой) развьючили ее, или помогать человеку нагружать поклажу на себя, если у него нет вьючной скотины. И как нам заповедано развьючивать скотину вместе с ее хозяином, так нам заповедано нагружать ее вместе с ним.
И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Подними, поставь на ноги их (осла или быка) вместе с ним (с их хозяином)» (Дварим 22:4). И сказано в Мехильте (Мишпатим): «“Подними, поставь на ноги их вместе с ним” — имеется в виду “нагрузи”».
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются во второй главе трактата Бава меция (32а). И там разъясняется, что и развьючить — заповедь Торы, и нагрузить — заповедь Торы.
204-я заповедь — повеление возвращать потерянное владельцу. И об этом Его речение: «Должен ты возвратить ему» (Шмот 23:4); «Возвратить должен ты своему брату» (Дварим 22:1).
И ясно сказали мудрецы: «Возвращение потерянного — заповедь “делай”» (Бава меция 32а). И еще сказали мудрецы, что тот, кто не выполняет это повеление, «преступает как заповедь “делай”, так и заповедь “не делай”» (Сифри, Ки тэце); и заповедь «не делай», связанную с потерей, мы еще разъясним в соответствующем месте (НД 69).
А законы того, как выполняется заповедь возвращения потерянного, разъясняются во второй главе трактата Бава меция.
205-я заповедь — повеление наставлять грешника и предостерегать того, кто собирается согрешить, удерживая его вразумляющими речами и наставлениями. И пусть не скажет один из нас: «Я не согрешу, а если согрешит другой, мне-то что? Б-г его рассудит», — такой подход противоречит Торе. Ведь нам заповедано, чтобы мы не грешили сами и не позволяли другим из нашего народа грешить. И каждый человек обязан наставлять и удерживать того, кто стремится согрешить, даже если невозможно призвать его к суду с помощью свидетельских показаний.
И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Наставляй, увещевай своего ближнего, и не понесешь из-за него греха» (Ваикра 19:17). И эта заповедь также подразумевает, чтобы тот, кому было причинено зло, высказывал свои претензии вслух, а не злопамятствовал и не хранил бы в сердце память о грехе, совершенном против него: нам заповедано высказывать обидчику свои нарекания, чтобы в сердце не осталось следа от обиды.
И говорится в Сифре: «Откуда известно, что даже если мы уже увещевали человека четыре или пять раз, мы все же вновь и вновь должны наставлять его? Из того, что Тора говорит: “Наставляй, увещевай…”. Может быть, мы должны увещевать его, пока он не переменится в лице (т.е. может быть, разрешено даже позорить его в присутствии других людей)? Но ведь Тора сказала: “… и не понесешь за него греха” (а опозорив человека при других, мы “понесем из-за него грех”. См. НД 303)».
И уже объяснили мудрецы (Бава меция 31а), что эта заповедь обязательна для каждого человека, и даже ребенок обязан наставлять взрослого. И, как разъясняют носители устной традиции, даже если человека в ответ проклинают и позорят, он не должен прекращать наставлений до тех пор, пока к нему не применят силу. И сказали мудрецы (Арахин 16б): «До побоев».
Законы этой заповеди и условия ее выполнения разъясняются в нескольких местах, рассеянных по Талмуду (см. Санхедрин 101б).
206-я заповедь — повеление любить друг друга, как мы любим самих себя: любить и жалеть других, их имущество и все, что им дорого, в той же степени, как мы любим и жалеем самих себя и свое имущество. И все, что мы желаем для себя, желать для них в той же степени; и все, что мы не желаем себе или же своим друзьям, точно так же не желать для других. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Люби ближнего своего, как самого себя» (Ваикра 19:18).
207-я заповедь — любить геров (прозелитов, принявших еврейскую веру). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Любите гера» (Дварим 10:19). И хотя на гера тоже распространяется общее для всего Израиля повеление «Люби ближнего своего, как самого себя» — ведь Тора ведет речь о гер цэдэке («праведном гере», на которого распространяются все заповеди Торы), тем не менее, поскольку он сам пришел к нашей вере, Ашем любит его особенно, и поэтому посвятил ему особую заповедь. Точно так же Он поступил с запретом притеснять гера: и хотя Он уже сказал: «Не притесняйте друг друга» (Ваикра 25:17), Он повелел кроме этого: «И гера не притесняй» (Шмот 22:20). А в Талмуде (Бава меция 59б) разъяснено, что притесняющий гера нарушает сразу два запрета — «Не притесняйте друг друга» и «Гера не притесняй» (НД 250,253). И подобно этому, мы обязаны любить гера, исходя из двух повелений — «Люби ближнего своего, как самого себя» и «Любите гера». И это ясно, без всяких сомнений, и мне не известно, что бы кто-нибудь из составлявших перечень заповедей до меня ошибся в этом.
И во многих мидрашах разъяснено, что Ашем заповедал нам любить гера так же, как заповедал любить Его Самого, да будет Он превознесен. Ведь Он сказал: «И любите Ашема, вашего Б-га» (Дварим 6:5), и сказал: «И любите гера».
208-я заповедь — повеление выверять безмены, гирьки, весы и другие измерительные инструменты и придирчиво следить за их точностью. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Весы верные, гири верные, эйфа верная и ин верный да будут у вас» (Ваикра 19:36). И сказано в Сифре (Кедошим): «“Весы верные” — с точностью выверяй весы, “гири верные” — с точностью выверяй гири, “эйфа верная” — с точностью выверяй эфы, “и ин верный” — с точностью выверяй ины». И известно, что эйфа — мера объема для сыпучих веществ (приблизительно, 40 литров), а ин — мера объема для жидкостей (около 6,5 литров). И все эти мерные инструменты, несмотря на разность способов измерения, выполняют общую функцию: взвешивают или отмеряют количество вещества, равное их собственному весу или объему.
И все эти разновидности мер — гирьки и сосуды для измерения количества сыпучих материалов и жидкостей — называются «мерными инструментами» (мидот); а повеление придирчиво следить, чтобы мерные инструменты соответствовали установленным эталонам, называется «заповедью о мерах» (мицват мидот).
И говорится в Сифре: «На таком условии Я вывел вас из Египта — на условии, что вы примете на себя исполнение заповеди о мерах (т.е. будете честно вести свои дела — без недомеров и недовесов). Поэтому каждый, выполняющий заповедь о мерах, как бы признает цель исхода из Египта, а каждый, нарушающий заповедь о мерах, как бы перечеркивает цель исхода» (ведь в стихе сказано: «Весы верные, гири верные, эйфа верная и ин верный да будут у вас, — Я, Ашем, ваш Б-г, который вывел вас из земли Египта» — т.е. «вывел вас» на этом условии).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 5-ой главе трактата Бава батра (88а).
209-я заповедь — повеление почитать мудрецов и вставать перед ними, чтобы выразить свое уважение. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Перед сединой вставай и уважай старца» (Ваикра 19:32). И сказано в Сифре: «“Вставай и уважай…” — т.е. вставай, чтобы проявить свое уважение».
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в первой главе трактата Кидушин (32б-33б).
Знай, что хотя каждый человек обязан выполнять эту заповедь, — т.е. почитать мудрецов, в том числе и мудрецов, равных ему, как разъяснено в Талмуде (Бава меция 33а): «Вавилонские знатоки Торы встают друг перед другом», — тем не менее, эта заповедь накладывает особые, дополнительные обязанности на изучающих Тору. Почет, который ученик оказывает своему наставнику, должен значительно превосходить тот почет, который он оказывает всем другим мудрецам; и кроме уважения, он обязан проявлять трепет перед ним. Ведь Писание обязало человека почитать своего отца и трепетать перед ним, а мудрецы уже разъяснили, что обязанности по отношению к наставнику превосходят даже обязанности человека в отношении отца. И однозначно сказано (Бава меция): «Наставник прежде отца» (например, если отец и наставник захвачены в плен, человек обязан прежде выкупить своего наставника).
И уже разъяснили мудрецы (Санхедрин 5б), что ученику запрещено оспаривать мнение своего наставника, т.е. выступать против его законодательного решения, отстаивать иную позицию или учить и наставлять других без его разрешения. Ученику запрещено вступать в конфликт со своим наставником, гневаться на него или подозревать его в чем-нибудь, т.е. негативно истолковывать его поступки и высказывания, ведь, возможно, он вкладывал в них иной смысл.
И в главе Хелек (Санхедрин 110а) говорится: «Каждый, кто противоречит своему наставнику, как будто противоречит Шехине, как сказано: “…Датан и Авирам,…которые подстрекали против Моше и Аарона в сборище Кораха, когда они возмутились против Ашема” (Бемидбар 26:9). И каждый, кто вступает в ссору со своим наставником, как будто ссорится со Шехиной, как сказано (там же 20:13): “Это место, где сыны Израиля вступили в раздор с Ашемом, будет названо “Воды раздора” (сказано так, несмотря на то, что “сыны Израиля вступили в раздор” с Моше и Аароном)”. И каждый, кто гневается на своего наставника, как будто гневается на Шехину, как сказано (Шмот 16:8): “Услышал Ашем ваш ропот против Него… не на нас вы ропщите, но против Ашема” (хотя, по видимости, евреи роптали именно против Моше и Аарона). И каждый, кто осуждает своего наставника, как будто осуждает Шехину, как сказано: “И говорил народ против Б-га и против Моше” (Бемидбар 21:5)».
Во всех приведенных случаях ясно, что, хотя восстание Кораха, ропот, гнев и осуждающие разговоры евреев были направлены против Моше — наставника всего Израиля, Писание утверждает, что все эти раздоры были направлены против Б-га.
И ясно сказали мудрецы: «Трепет перед наставником — как трепет перед Небесами» (Авот 4:12). И пойми, что все это (т.е. законы уважения и трепета перед наставником) мы учим, как разъяснено во многих изречениях Талмуда, из повеления почитать мудрецов и родителей, но это не отдельная заповедь.
Двести десятая заповедь — повеление почитать отца и мать. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Чти своего отца и свою мать» (Шмот 20:12).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в нескольких местах Талмуда, в основном, в трактате Кидушин (30б-32а,39б-40а).
И сказано в Сифре (Кедошим): «В чем выражается почитание? Кормить и поить, одевать и укрывать, выводить из дома и приводить в дом».
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.