Из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Брак, Рамбам, Кидушин, Брит мила, Почитание родителей, Насилие, Левиратный брак, Плодитесь и размножайтесь
211-я заповедь – повеление трепетать перед отцом и матерью, как трепещут перед тем, кто способен покарать, например, перед царем, и, соответственно, вести себя с ними так, как ведем себя по отношению к тому, от кого опасаемся нежелательных последствий. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Каждый перед матерью и отцом трепещите” (Ваикра 19:3).
И сказано в Сифре (Кедошим): “В чем выражается этот трепет? Не садиться на их место, не перебивать их, даже чтобы подтвердить их слова, и не противоречить им”.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, также разъясняются в трактате Кидушин (30б-32а).
212-я заповедь – повеление плодиться и размножаться ради поддержания человеческого рода. И это заповедь пирья вэривья (заповедь “производства потомства”). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней” (Берешит 9:7).
И разъяснили мудрецы (Брахот 16а), что жених, взявший в жены девственницу, не обязан читать “Слушай, Израиль” в вечер свадьбы, поскольку он “занят выполнением заповеди” (согласно существующему принципу: “тот, кто занят выполнением одной заповеди, освобожден от одновременного выполнения других заповедей”. Итак, очевидно, что произведение потомства – заповедь Торы).
Законы и обязанности, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Йевамот (61-66а). Женщины не обязаны выполнять эту заповедь, ведь ясно сказано там (65б): “Мужчине заповедано плодиться и размножаться, но не женщине”.
213-я заповедь – повеление, вступая в брак, совершать кидушин (освящение), либо вручая женщине дар, либо заключая с ней брачный договор, либо вступая с ней в близость. И это заповедь кидушин. И указанием на эту заповедь служит Его речение: “Если человек возьмет жену и вступит с ней в близость...” (Дварим 24:1), – отсюда следует, что жена приобретается близостью (Кидушин 4б).
И сказал Он: “И она (женщина, получившая развод) выйдет из его дома, пойдет и станет женой другого мужчины” (там же 24:2), – как она “выйдет”, получив соответствующий документ (разводное письмо), так и “станет женой”, получив соответствующий документ (брачный договор). Следовательно, кидушин может быть совершен и при помощи брачного договора)” (Кидушин 5а).
И еще мы учим (там же 3б), что жена приобретается деньгами. Ведь сказано в Торе о рабыне-еврейке (Шмот 21:11): “Пусть она уходит даром, без денег”. Говорят мудрецы: “Этому господину (от которого уходит рабыня) не платят денег, но платят деньги другому господину. Кому? Ее отцу (когда берут в жены несовершеннолетнюю). Следовательно, кидушин может быть совершен при помощи денег или предмета, имеющего денежную стоимость, например, кольца и т.п.)”.
Однако кидушин, предписанный самой Торой, – это именно освящение близостью, как разъяснено в нескольких местах Талмуда: в трактатах Ктубот (3а), Кидушин и Нида (44б).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены в посвященном ей трактате Кидушин. И однозначно сказали мудрецы об освящении близостью, что это – “из Торы” (Кидушин 9а).
Итак, выяснилось, что кидушин – заповедь Торы.
214-я заповедь – повеление, чтобы муж оставался вместе с женой в течение первого года их супружества, и не отлучался из города без нее, и не отправлялся с войском в завоевательные походы, и не принимал на себя других обязательств, связанных с разлукой (см. ”Н.д.” 311), – но радовался с ней полный год со дня, когда он впервые вступил с ней в близость. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Если кто взял жену недавно, ...пусть он будет свободен для своего дома один год и пусть веселит свою жену” (Дварим 24:5).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Сота (43а-44б).
215-я заповедь – повеление делать обрезание. И об этом Его речение, да будет Он превознесен, обращенное к Аврааму: “Ты же соблюдай Мой завет, ты и твое потомство после тебя во всех поколениях: ...обрезайте вашу крайнюю плоть, ...восьми дней от рождения пусть будет обрезан у вас в роды ваши всякий мужчина“ (Берешит 17:10-12).
И написано в Торе, что не выполнивший эту заповедь “делай” карается каретом (отсечением души). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Необрезанный же мужчина, который не обрежет своей крайней плоти, – отсечется та душа от своего народа” (там же 17:14).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 19-ой главе трактата Шабат (130а) и в 4-ой главе трактата Йевамот (46-48б).
Женщине не заповедано делать обрезание сыну, но выполнение этой заповеди лежит на отце, как разъяснено в трактате Кидушин (29а).
216-я заповедь – повеление, чтобы деверь женился на вдове умершего брата, не имевшего от нее детей (такой брак называется ибум). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Если братья жить будут вместе, и умрет один из них, а сына нет у него, то пусть не выходит жена умершего за чужого человека... Деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жены, ...а первенец, которого она родит, будет считаться сыном умершего брата” (Дварим 25:5-6).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в посвященном ей трактате Йевамот.
217-я заповедь – повеление, чтобы бездетная вдова совершала обряд халицы, если брат ее умершего мужа не пожелает взять ее в жены. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Но если не захочет этот человек взять свою невестку... то пусть подойдет к нему невестка перед глазами старейшин и снимет башмак с его ноги, и плюнет перед ним, и возгласит, и скажет: “Так поступают с человеком, который не хочет восстановить дом своего брата” (Дварим 25:7,9).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в посвященном ей трактате Йевамот.
И известны слова мудрецов (Брахот 13а, Йевамот 39б): “Выполнить заповедь об ибуме (т.е. взять в жены вдову брата, умершего бездетным) предпочтительнее, чем выполнить заповедь о халице”. Вот почему трактат был назван Йевамот (от слова ибум), несмотря на то, что он в включает в равной мере и законы совершения ибума, и законы совершения халицы.
218-я заповедь – повеление, чтобы насильник (взявший силой девственницу) женился на изнасилованной им. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Если же встретит кто девственницу, которая не обручена, и схватит ее, и ляжет с нею, и застанут их, то пусть даст мужчина, лежавший с ней, отцу девицы пятьдесят сребреников, и ему будет она женою за то, что насиловал он ее; не может он развестись с ней во все свои дни” (Дварим 22:28-29).
И уже разъяснено в трактате Макот (15а), что запрет насильнику разводиться (см. ”Н.д.” 358) – это “запрет, которому предшествует выполнение заповеди “делай”.
Итак, выяснилось, что Его речение “Ему будет она женою” – заповедь “делай”.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 3-ей и 4-ой главах трактата Ктубот (39а, 41б-43а).
219-я заповедь – закон о моци шем ра (клеветнике, который, взяв в жены девственницу, ложно заявил, что не нашел следов ее девственности). Повеление наказывать его плетьми и оставлять ему жену без права развода, поскольку по его поводу тоже сказано: “И ему будет она женою, не может он развестись с ней во все свои дни” (Дварим 22:19).
И разъяснено в трактате Макот (15а), что этот запрет (см. ”Н.д.” 358), так же, как запрет о насильнике, – это “запрет, которому предшествует выполнение заповеди “делай”.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 3-ей и 4-ой главах трактата Ктубот (44-46б).
Двести двадцатая заповедь – повеление, которым нам заповедан закон “о соблазнителе” (мефатэ). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И если кто обольстит девственницу, которая не обручена, и ляжет с нею, то он должен, дав ей приданное, взять ее себе в жены” (Шмот 22:15).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 3-ей и 4-ой главах трактата Ктубот (41б-43а).
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Меир Левин,
из цикла «Коммандировка в Египет»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Лех Леха
Рав Реувен Пятигорский
Десять испытаний
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Ради помощи путникам Авраам прерывает беседу с Творцом. Потомки патриарха унаследовали способность любить всех людей. Раввин Гирш о справедливости и человечности.
Рав Элияу Левин
Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.