Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Просматривая 248 заповедей «делай», мы обнаружим, что 60 из них относятся к заповедям, обязывающим каждого еврея, который подобно большинству своих собратьев живет в доме, вкушает общепринятую среди людей пищу, например, хлеб или мясо, вступает в деловые отношения с другими людьми, женится, производит детей и т.д.

Всматриваясь в приведенный ранее перечень заповедей, мы увидим, что среди заповедей есть такие, выполнение которых возложено не на отдельного человека, а на всю общину Израиля, например, заповеди построить Храм, поставить над народом царя, истребить потомство Амалека (Д 20,173,188) и т.п.

Есть также заповеди, хотя и обязывающие отдельного человека, но только в том случае, если он совершит определенный поступок или окажется в определенной ситуации, — таковы, например, заповеди о жертвах, приносимых за невольные прегрешения (Д 68-72) или за умышленные грехи (Д 71-72). Однако, человек может прожить всю жизнь и не совершить ни одного из таких поступков, и не оказаться в ситуации, когда он обязан выполнять эти заповеди.

И к подобным заповедям также относятся законы, приведенные нами, — например, законы о рабе-еврее, рабыне-еврейке и рабе-иноземце (Д 32-235), законы о «безвозмездно принявшем на хранение» и о «взявшем вещь взаймы» (Д 42,244) и другие, упомянутые выше. Может случиться, что человек проживет всю жизнь, ни разу не столкнувшись с этими законами, и он не будет обязан выполнять эти заповеди.

И есть заповеди, которые выполняются только, когда существует Храм, например, принесение праздничных жертв и жертв всесожжения (Д 52-53), заповедь собирать весь народ по истечении субботнего года (Д 6) и некоторые другие, приведенные в перечне.

И есть заповеди, которые обязаны выполнять только обладатели земельных наделов, например, заповеди об отделении установленных десятин и трумот от нового урожая, а также заповеди о выделении даров коэну и доли урожая для бедных: лекет, пэрет, шихеха, пэа и олелот (см. Д 20-136). И если у человека нет земельных владений, то он не обязан выполнять эти заповеди; и, возможно, за всю свою жизнь не сможет выполнить ни одну из них.

Однако благотворительность (цедака) не относится к таким заповедям, потому что заповедь о цедаке обязан выполнять даже бедняк, сам живущий на благотворительные пожертвования, как мы разъясняли (Д 95). Итак, существуют заповеди, которые непременно обязывают каждого человека — в любую эпоху, в любой стране и при любых обстоятельствах, например, заповеди о цицит и тфилин (Д 12-14) или соблюдение Шабата (Д 54). Заповеди, относящиеся к этому роду, называются «заповедями, которые обязывают каждого», поскольку они обязывают любого еврея, достигшего совершеннолетия, — в любую эпоху, в любой стране и при любых обстоятельствах, как мы указали.

И, просматривая эти 248 заповедей «делай», мы обнаружим, что 60 из них относятся к заповедям, обязывающим каждого еврея, который подобно большинству своих собратьев живет в доме, вкушает общепринятую среди людей пищу, например, хлеб или мясо, вступает в деловые отношения с другими людьми, женится, производит детей и т.д.

И вот эти 60 заповедей, в том порядке, как они приведены нами в самом перечне заповедей:

1. Перваяверить в Б-га.

2. Вторая — верить, что только Он — Б-г.

3. Третьялюбить Б-га.

4. Четвертая — трепетать перед Ним.

5. Пятая служить Ему.

6. Шестая — «прилепиться» к мудрецам Торы.

7. Седьмая — клясться Именем Б-га.

8. Восьмая — уподобляться Ему в меру наших возможностей.

9. Девятая — освящать Имя Б-га.

10. Десятая — читать «Слушай, Израиль».

Десятую заповедь женщины не обязаны выполнять.

11. Одиннадцатая — изучать Тору.

И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.

12. Двенадцатаяналагать тфилин на голову.

И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.

13. Тринадцатая — налагать тфилин на руку.

И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.

14. Четырнадцатая — делать кисти (цицит) на краях одежды.

И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.

15. Пятнадцатая — устанавливать мезузы на косяках своего дома.

16. Восемнадцатая — написать свиток Торы.

И эту, восемнадцатую, заповедь женщины не обязаны выполнять.

17. Девятнадцатая — благословение после еды с хлебом.

18. Двадцать шестая — биркат коаним (коэнское благословение).

Эту заповедь выполняют только коэны мужского пола.

19. Тридцать вторая — почитать коэнов.

20. Пятьдесят четвертая — веселиться в праздники.

21. Семьдесят третья — исповедоваться перед Б-гом.

22. 94-я — выполнять принятые на себя обязательства.

23. 143-я — передавать коэнам часть от зарезанного скота.

24. 146-я — шхита.

25. 147-я — покрывать кровь после шхиты.

26. 149-я — признаки кашерности скота.

27. 150-я — признаки кашерности птиц.

28. 152-я — признаки кашерности рыб.

29. 154-я — отдыхать в Шабат.

30. 155-я — освящать Шабат.

31. 156-я — устранять квасное на Песах.

32. 157-я — рассказывать об исходе из Египта в ночь седера.

33. 158-я — есть мацу в ночь седера.

34. 159-я — отдыхать в первый день Песаха.

35. 160-я — отдыхать в седьмой день Песаха.

36. 161-я — вести счет дней омера.

Женщины не обязаны выполнять эту заповедь.

37. 162-я — отдыхать в праздник Шавуот.

38. 163-я — отдыхать в Рош ашана.

39. 164-я — поститься в Йом кипур.

40. 165-яотдыхать в Йом кипур от работы.

41. 166-я — отдыхать в первый день Суккот.

42. 167-я — отдыхать в Шмини ацерет.

43. 168-я — жить в шалаше семь дней.

Женщины не обязаны выполнять эту заповедь.

44. 169-я — возносить лулав.

И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.

45. 170-я — слушать шофар в Рош ашана.

И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.

46. 172-я — подчиняться повелениям пророков.

47. 175-я — следовать за большинством в суде.

48. 184-я — делать ограждение на крыше дома.

49. 195-я — давать пожертвования бедным.

50. 197-я — давать взаймы бедным.

51. 206-я — любить других евреев.

52. 207-я — любить геров.

53. 208-я — выверять весы.

54. 209-я — почитать мудрецов.

55. 210-я — почитать отца и мать.

56. 211-я — трепетать перед отцом и матерью.

57. 212-я — плодиться и размножаться.

И эту, 212-ю заповедь, женщины не обязаны выполнять.

58. 213-я — совершать кидушин.

59. 214-я — оставаться мужу с женой в первый год супружества.

Эту, 214-ю заповедь, выполняют только мужчины.

60. 215-я — делать обрезание.

И эту заповедь выполняют только мужчины.

Вот те 60 заповедей, которые обязан выполнять каждый. Среди них 46 заповедей, которые обязаны выполнять также женщины, а от выполнения 14 из них женщины освобождены.

А запомнить, что обязательных для всех заповедей именно 60, тебе поможет стих «Их шестьдесят цариц…» (Шир аширим 6:8). Запомнить, что от 14 из них женщины освобождены, помогает слово яд (рука; числовое значение — 14) из стиха «Ослабела их рука…» (Дварим 32:36). Или можно запомнить, что 46 из этих заповедей обязательны и для женщин, с помощью стиха «…Ради крови завета…» (Зехарья 9:11), т.к. числовое значение слова бэдам (ради крови) — 46, это и есть количество заповедей, которые завет со Всевышним обязывает выполнять каждую женщину.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»