Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Законы о войне, пожертвованиях, плате работнику и залоге.

191-я заповедь — повеление назначать коэна, который будет наставлять народ перед сражением и возвращать из войска тех, кто не в состоянии воевать, либо из-за слабости, либо из-за мыслей, препятствующих боевому настрою, и Писание (Дварим 20:5-7) называет три причины, вызывающие подобные мысли, — и только после этого начинают сражение. И этот коэн, называемый мешуах милхама (военный помазанник), произносит наставление, приведенное в Торе (там же 20:3-4), и добавляет к этому слова, поднимающие народ на битву, призывающие отдать свои жизни ради торжества веры Ашема и совершить возмездие над глупцами, нарушающими мировой порядок. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И будет, когда приступите к войне, пусть выйдет коэн и говорит с народом, и скажет им: “Слушай, Израиль! Ныне вы вступаете в сражение с врагами вашими. Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите перед ними и не страшитесь их, ибо Ашем, Б-г ваш, идет с вами, чтобы воевать за вас с вашими врагами и спасти вас”» (Дварим 20:2-4). Затем он приказывает объявить перед войском, чтобы слабые сердцем возвратились по домам, а так же те, кто построили дом и еще не жил в нем, кто насадил виноградник, но еще не пользовался его урожаем, кто обручился с девушкой, но еще не взял ее в жены, как объясняется в Писании. И об этом Его речение: «Надсмотрщики пусть объявят народу так: “Тот, кто построил новый дом и не обновил его, пусть идет и возвратится в свой дом… И тот, кто насадил виноградник и не почал его… И тот, кто обручился с женщиной и не взял ее… и пусть еще говорят надсмотрщики с народом и скажут: “Тот, кто боязлив и робок сердцем, пусть идет и возвратится в свой дом, дабы он не сделал сердца его братьев робкими, подобно своему сердцу” (там же 20:5-8).

И говорится в Талмуде (Сота 43а): “Надсмотрщики пусть объявят народу” — коэн будет говорить, а надсмотрщики громко провозглашать его слова”.

Наставление “военного помазанника” и объявление о непригодных для битвы обязательны только при ведении “разрешеной войны” (милхэмет решут), и все эти законы относятся лишь к такой войне. Но при ведении “заповеданной войны” (милхэмет мицва) не произносится ничего из этого — ни наставление, ни объявление, как разъясняется в 8-ой главе трактата Сота (44б). И там же разъясняются законы, связанные с выполнением этой заповеди.

192-я заповедь — повеление, чтобы разбивая военный лагерь, мы подготовляли вне стана место — ходить туда по нужде, дабы каждый не справлял нужду где придется — в поле или между шатрами, как это делают другие народы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И да будет у тебя место вне стана, куда тебе выходить” (Дварим 23:13).

193-я заповедь — повеление, чтобы у каждого в военном лагере наряду с оружием была подвешена лопатка, и он мог бы вырыть ямку в специально отведенном месте вне лагеря, а затем прикрыть землей испражнения, чтобы они не были видны на земле. Это повеление относится именно к военному лагерю, как сказано в начале этого отрывка: “Когда выступишь станом против своих врагов…” (Дварим 23:10). И содержится это повеление в Его речении, да будет Он превознесен: “Кроме оружия, должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться снаружи, копай ею, и потом закрой свое испражнение” (там же 23:14).

194-заповедь — повеление возвращать похищенное: или возвращать сам украденный предмет, если он сохранился в прежнем состоянии, добавляя пятую часть его стоимости (если прежде грабитель поклялся, что не совершал преступления), или возмещать стоимость украденного, если сам предмет был видоизменен. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Должен он возвратить награбленное…” (Ваикра 5:23).

И в трактате Макот (16а) разъясняется, что запрещение грабежа — это лав шэнитак лаасэ, т.е. такой запрет, наряду с которым Тора дает повеление, как обязан поступить нарушивший этот запрет. Сказали мудрецы: “Всемилостивый говорит: “Не грабь” (Ваикра 19:13), и добавляет: “Должен он возвратить награбленное…”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в заключительных главах трактата Бава кама.

195-я заповедь — повеление давать пожертвования бедным (цедака), поддерживая нуждающихся и облегчая их участь. Повеление выполнять эту заповедь повторено в различных выражениях. Сказал Он: “Если же будет нищим кто-то из твоих братьев… то открой ему свою руку” (Дварим 15:7-8). И сказал: “И если обеднеет брат твой, то поддержи его, пришелец он или поселенец… пусть живет брат твой с тобою” (Ваикра 25:35-36). И во всех этих стихах имеется в виду одно: чтобы мы снабжали наших бедняков всем необходимым и поддерживали их.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в разных местах Талмуда; большей частью, в трактатах Ктубот (48-50а,66б-68а) и Бава батра (8-11а,43а). И согласно нашей традиции (Гитин 7б), даже бедняк, сам живущий на пожертвования, обязан выполнять эту заповедь, поддерживая, пусть даже самым малым, того, кто беднее его или подобен ему.

196-я заповедь — повеление награждать раба-еврея подарками и помогать ему, когда он выходит на свободу, а не отпускать его с пустыми руками. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Когда же будешь отпускать его от себя на свободу… наделить ты должен его из своего скота, от своего гумна и от своей давильни; чем благословил тебя Ашем, твой Б-г, дай ему” (Дварим 15:13-14).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в первой главе трактата Кидушин (14б-17б).

197-я заповедь — повеление давать взаймы бедному, чтобы облегчить его долю и улучшить ход его дел. И это более обязывающее и более строгое повеление, чем заповедь о цедаке. Ведь не так страдает и нуждается тот, кто, унижаясь, открыто просит у людей то, что ему необходимо, как тот, кто еще не открывает своего положения. И он нуждается в помощи, чтобы его бедственное положение не обнаружилось и он не стал бы зависеть от подаяний.

Повеление выполнять эту заповедь содержится в Его речении: “Если ты ссужаешь деньгами Мой народ, бедняка, который с тобой…” (Шмот 22:24). И сказано в Мехильте (Мишпатим): “Все “если” в Торе — это разрешения, кроме трех случаев…”; и один из них — “Если ты ссужаешь деньгами Мой народ…”. Сказали мудрецы: “Если ты ссужаешь деньгами” — обязательное требование. И чтобы ты не засомневался: “Может быть это не обязанность, а просто разрешение?”, Тора говорит: “Дай ему взаймы по мере нужды его” (Дварим 15:8), — обязательное требование, а не разрешение”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, так же разъясняются в нескольких местах трактата Ктубот (48а,67б) и в трактате Бава батра (8а).

198-я заповедь — повеление требовать проценты с нееврея и на этом условии ссужать ему, так чтобы он не получал от нас безвозмездной помощи, но платил за ссуду, даже если еврей-кредитор является его деловым партнером, хотя это запрещено по отношению к еврею (НД 35).

И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Иноземцу отдавай в рост…” (Дварим 23:21); и известно из традиции, что это приказ, а не просто разрешение. Таково высказывание мудрецов, приведенное в Сифри (Ки тэце): “Иноземцу отдавай в рост…” — заповедь “делай”; “а брату твоему не отдавай в рост” (там же) — заповедь “не делай”.

Выполнение этой заповеди связано с определенными установленными мудрецами условиями, которые разъясняются в трактате Бава меция (70б-71а).

199-я заповедь — повеление возвращать залог его хозяевам-евреям, когда они в нем нуждаются. И если в залог сданы предметы, необходимые днем, например, орудия и предметы ремесла, то их возвращают днем, а на ночь снова закладывают. Но если в залог сданы предметы, необходимые ночью, например, постельное белье и одеяло, под которым он спит, то их возвращают на ночь, а закладывают днем.

И сказано в Мехильте (Мишпатим): “Если возьмешь в залог одежду своего ближнего, возвращай ему ее до захода солнца” (Шмот 22:25) — здесь говорится об одежде, которую возвращают заложившему каждый день. А откуда известно, что его ночные покровы, возвращают ему каждую ночь? Из того, что Тора говорит: “Верни, возврати ты ему залог, когда зайдет солнце, чтобы он лег спать в своей одежде ” (Дварим 24:13)» Исходя из этого сказали мудрецы: «Дневную одежду закладывают на ночь, а ночную — на день; возвращают дневную одежду — днем, а ночную — ночью».

И разъяснено в трактате Макот (16а), что Его речение «Не входи в его дом (в дом должника), чтобы взять у него залог» (Дварим 24:10) — это запрет, необходимость в котором исчезает, если выполняется заповедь «делай». А эта заповедь «делай» — Его речение «Верни, возврати ты ему залог».

И говорится в Сифри (Ки тэце): «Написано “Верни, возврати…”, чтобы научить, что возвращаем дневные принадлежности изо дня в день, а ночные — из ночи в ночь; одеяло — ночью, а плуг — днем».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 9-ой главе трактата Бава меция (113а-114б).

Двухсотая заповедь — повеление выдавать плату наемному работнику в тот же день, не откладывая на следующий. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «В тот же день отдай его плату» (Дварим 24:15). И закон выполнения этой заповеди таков: с нанятым на день расплачиваются до истечения следующей ночи, с нанятым на ночь расплачиваются до истечения следующего дня (т.е. «день», о котором говорится в стихе, — это сутки, отсчитываемые от начала работы), как мы разъясним в соответствующей заповеди «не делай» (НД 38).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъясняются в 9-ой главе трактата Бава меция (110б-113а). И там указано (111а), что заплатить за работу в срок — это заповедь «делай», обязательная по отношению к любому наемному работнику, как еврею, так и нееврею.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.