Из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Война, Идолопоклонство, Рамбам, Эгла аруфа, Город-убежище
181-я заповедь — повеление в случае, если где-то в поле обнаружен убитый, а убийца неизвестен, совершать искупительный обряд над телицей с проломленной шеей. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если найден будет убитый, лежащий в поле, на земле, которую Ашем, твой Б-г, дает тебе во владение, и неизвестно, кто убил его, то пусть… старейшины ближайшего к убитому города возьмут телицу, на которой еще не работали, которая еще не тянула под ярмом, и пусть сведут старейшины того города телицу в скалистую долину, которая не обрабатывается и не засевается, и там, в долине, переломят телице шею… и все старейшины города, ближайшего к убитому, пусть омоют руки свои в долине, над телицей с проломленной шеей, и возгласят, говоря: “Наши руки не пролили крови и наши глаза не видели. Прости народу Своему, Израилю…” (Дварим 21:1-8), — такова заповедь о “телице с проломленной шеей”» (эгла аруфа).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в заключительной главе трактата Сота (44б-47б).
182-я заповедь — повеление выделить шесть городов-убежищ, готовых предоставить укрытие совершившим непредумышленное убийство, и также проложить к ним дороги и выровнять их, чтобы на пути спасающегося бегством не было никаких преград. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Устрой себе дорогу… для бегства туда убийцы» (Дварим 19:3).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактатах Санхедрин (77а), Макот (7а), Шекалим (1:1) и Сота.
И мы уже упоминали (Д 176) изречение мудрецов: «Города-убежища выделяются только в Земле Израиля».
183-я заповедь — повеление предоставить левитам города, чтобы они поселились в них, потому что нет у них надела в Земле Израиля. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Повели сынам Израиля, чтобы дали они левитам из уделов своего владения города для жительства, и угодья вокруг этих городов дайте левитам» (Бемидбар 35:2). Города левитов также служат городами-убежищами, и при определенных условиях в них предоставляется укрытие совершившим непредумышленное убийство, как разъяснено в трактате Макот (10а).
184-я заповедь — повеление устранить из наших поселений все источники повышенной опасности, и для этого строить ограждения, опоясывающие крыши, колодцы, ямы и т.п., чтобы никто не упал в них или с них; и также отстраивать и ремонтировать во всех опасных местах, чтобы устранить опасность. И об этом Его речение: «Сделай перила на своей кровле» (Дварим 22:8). И сказано в Сифри: «Сделай перила на своей кровле» — заповедь «делай».
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Бава кама (15б,46а,50а,51а,83а).
185-я заповедь — повеление уничтожать любых идолов и дома идолослужения, используя все возможные способы истребления и уничтожения: разбивать, сжигать, разрушать, вырубать — каждый вид соответствующим способом, чтобы уничтожить как можно полнее и быстрее, не оставив памяти о разрушенном. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Полностью уничтожьте все места, где народы, которых вы изгоняете, служили своим божествам…» (Дварим 12:2). И еще Он сказал: «Жертвенники их разрушьте, и идолов их сокрушите, и их кумирные деревья вырубите, и их изваяния сожгите» (там же 7:5). И еще Он сказал: «И разрушьте их жертвенники, и разбейте столбы их, и их кумирные деревья сожгите, и истребите имя их с того места» (там же 12:3).
И когда в трактате Санхедрин (90а) упоминается заповедь «делай», связанная с идолослужением, мудрецы с удивлением говорят: «Какая же заповедь “делай” может быть связана с идолопоклонством?» И объясняет рав Хисда: «И разрушьте их жертвенники, и разбейте столбы их, и их кумирные деревья сожгите».
И сказано в Сифри (Реэ): «Откуда известно, что если срубленное кумирное дерево снова прорастает, ты обязан вновь и вновь срубать его — даже десять раз? Из того, что Тора сказала: “Полностью уничтожьте…”. И там же сказано: “И истребите имя их с того места” — тебе заповедано преследовать их (т.е. разыскивать и уничтожать идолов и места идолослужения) в Земле Израиля, но тебе не заповедано преследовать их вне ее».
186-я заповедь — повеление истребить всех жителей «отверженного города» (города, в котором его жители-евреи совратились к идолослужению), а сам город сжечь вместе со всем, что в нем находилось, — таков закон об «отверженном городе» (ир анидахат). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Перебей жителей того города острием меча; разгроми его и все, что в нем, и скот его забей острием меча. Всю же добычу его собери на середину его площади и сожги город огнем… — и да будет он вечно грудою развалин» (Дварим 13:16-17).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Санхедрин (111б-113).
187-я заповедь — повеление истребить и уничтожить семь народов (населявших Ханаан до народа Израиля), поскольку они — корень и первооснова идолослужения. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «А в городах этих народов, которые Ашем, твой Б-г, дает тебе в удел, не оставляй в живых ни души, а полностью истреби их: хитейцев и эмореев, хананеев и перизеев, хивийцев и евусеев, как повелел тебе Ашем, твой Б-г» (Дварим 20:16-17).
И во многих стихах разъясняется причина этого повеления: чтобы евреи не научились от них безверию. И во многих стихах Писание воодушевляет нас и укрепляет в решимости уничтожить эти народы; и война против них — это заповедь.
И, возможно, кто-то подумает, что эта заповедь из тех, которые не относятся к последующим поколениям, поскольку семь народов Ханаана уже перестали существовать. Но так подумает только тот, кто не понимает, что значит: «заповедь относится к последующим поколениям» или «не относится к последующим поколениям» (См. Предисловие, принцип третий).
Если с достижением поставленной цели действие заповеди завершается, хотя она и не была ограничена определенными временными рамками, мы не говорим, что она «не относится к последующим поколениям»,— ведь она относится ко всем поколениям, которые имеют возможность ее выполнять.
Вот посмотри: если Ашем полностью истребит потомство Амалека и уничтожит всех до последнего, как это произойдет вскоре, в наши дни, — ведь Он, да будет Он превознесен, заверил нас: «Сотру Я совершенно память об Амалеке под небесами» (Шмот 17:14), — разве мы скажем тогда, что заповедь (Д 188):«Сотри память об Амалеке» (Дварим 25:19) не относится к последующим поколениям?! Так не скажешь, потому что эта заповедь относится ко всем поколениям; и пока существует потомство Амалека, заповедь его уничтожить.
И подобно этому, повеление уничтожить и истребить семь народов — это заповеданная война (милхэмет мицва); нам заповедано из поколения в поколение преследовать и искоренять их до полного истребления. Так мы и делали до той поры, когда царь Давид завершил их уничтожение, а отдельные беглецы рассеялись среди других племен и были поглощены ими без следа.
Однако, несмотря на то, что семь народов уже уничтожены, заповедь уничтожить их по-прежнему относится ко всем поколениям, подобно тому, как заповедь уничтожить потомство Амалека относилась бы ко всем поколениям даже после его полного уничтожения и истребления. Ведь выполнение этой заповеди не обусловлено определенным временем или местом, как некоторые повеления, относящиеся только к пребыванию в пустыне или в Египте. Но ее выполнение обусловлено наличием семи народов, и если бы они продолжали существовать, мы бы по-прежнему выполняли заповедь.
И вообще, необходимо, вдумавшись, понять различие между самой заповедью и объектом, на который она направлена, поскольку есть заповеди, относящиеся ко всем поколениям, несмотря на то, что объект, на который они направлены, при жизни одного из поколений перестал существовать. Однако с исчезновением объекта заповедь не превращается в «заповедь, которая не относится к последующим поколениям».
Заповедь «не относится к последующим поколениям» в обратном случае: когда в определенную эпоху мы были обязаны выполнять заповеданное действие или закон по отношению к некому объекту, а теперь не обязаны, несмотря на то, что состояние самого объекта не изменилось, — например, в пустыне престарелые левиты были непригодны для служения при Мишкане, а для службы в Иерусалимском Храме стали пригодны, как разъяснено в трактате Хулин (24а).
Пойми этот принцип и прими его на сердце.
188-я заповедь — повеление истребить потомков Амалека, происходящего из рода Эсава: мужчин и женщин, взрослых и детей. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Сотри память об Амалеке» (Дварим 25:19).
И мы уже упоминали (Д 20, 173) изречение мудрецов (Санхедрин 20б): «Три заповеди должен выполнить народ Израиля в час, когда он поселится на Земле Израиля — поставить себе царя, возвести себе Храм и уничтожить потомков Амалека».
И война против Амалека — тоже заповеданная война; а ее законы разъясняются в 8-ой главе трактата Сота (44б).
189-я заповедь — повеление помнить о том, что сделал нам Амалек, злодейски напав на нас, и говорить об этом из раза в раз, поднимая людей речами на войну против него и пробуждая ненависть к нему, чтобы эти события не забылись и не ослабла ненависть к нему в сердцах людей за давностью времени. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили из Египта: как он встретил тебя на пути и перебил позади тебя всех ослабевших — а ты был изнурен и утомлен, и не побоялся он Б-га» (Дварим 25:17-18).
И сказано в Сифри (Ки тэце): «“Помни, что сделал тебе Амалек” — устами; “не забудь” (там же 25:19) — в сердце». Иными словами, тверди об этом, чтобы не угасла ненависть к нему в людских сердцах.
И говорится в Сифре (Бехукотай): «“Помни, что сделал тебе Амалек” — может быть, помнить в сердце? Но ведь когда Тора говорит “Не забудь”, имеется в виду: не забудь в своем сердце; зачем же тогда сказано еще “помни”? Чтобы ненависть к нему была на устах твоих».
Ведь посмотри, как поступил пророк Шмуэль, когда пришел, чтобы выполнить эту заповедь: сначала он напомнил о том, что сделал Амалек, а затем уже приказал уничтожить его потомков. Вот слова пророка: «Так сказал Б-г Воинств: Помню Я, что сделал Амалек Израилю, как он противостоял ему на пути при выходе его из Египта. Теперь иди и порази Амалека; и истребите все, что у него; и не щади его, а предай смерти…» (IШмуэль 15:2-3).
Сто девяностая заповедь — повеление соблюдать ряд правил в войнах с другими народами (не из семи народов). Эти войны называются «разрешенными» (милхэмет решут). Нам заповедано в начале такой войны предложить им мирное соглашение на условии, что сохраним им жизни, если они отдадут нам свою территорию; и если они примут условия договора, следует обложить их налогами и подчинить нам. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, то пригласи его к миру. И будет: если он согласится на мир и отворит тебе, то пусть весь народ, находящийся в нем, платит тебе дань и служит тебе» (Дварим 20:10-11).
И говорится в Сифри (Шофтим): «Если они скажут: “мы согласны на налоги, но не на подчинение” или “на подчинение, но не на налоги” — не заключаем с ними мир до тех пор, пока они примут и то, и другое». И они будут ежегодно выплачивать дань, установленную для них царем Израиля, и выполнять его приказы и повеления с трепетом и покорностью — в этом заключается «подчинение».
Но если они не заключат с нами мир, то нам заповедано перебить всех мужчин в городе, молодых и старых, а имущество и женщин забрать себе. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если же он не помирится с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его; и когда Ашем, твой Б-г, передаст его тебе в руки, то порази всех мужчин в нем острием меча. Только женщин и детей, и скот, и все, что будет в городе, всю добычу его возьми себе…» (там же 20:12-14).
Все это — законы разрешенной войны. Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Сота (44б) и во второй главе трактата Санхедрин (20б).
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.