Из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди», темы: 613 заповедей, Судья, Книга заповедей, Половина шекеля, Пророк, Рамбам, Суд, Сангедрин, Царь, Свидетели
171-я заповедь — повеление ежегодно вносить полшекеля (в казну Храма). И об этом Его речение: «Когда будешь проводить всеобщий подсчет сынов Израиля для определения их числа, — перед подсчетом каждый пусть даст искупительный дар за душу свою Ашему…» (Шмот 30:12). И Он сказал: «Вот что дадут они: каждый проходящий подсчет — половину шекеля…» (там же 30:13).
И ясно, что женщины не обязаны выполнять эту заповедь, ведь в стихе сказано: «…каждый проходящий подсчет» (а подсчитывались только мужчины).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в посвященном ей трактате Шекалим. И там (8:8) поясняется, что эта заповедь выполняется только, когда есть Храм.
172-я заповедь — повеление подчиняться каждому из пророков, да пребудет на них мир, и выполнять все, что он прикажет, даже если этот приказ будет противоречить одной из заповедей или нескольким из них, но только в том случае, если приказ продиктован временной необходимостью. Однако пророк не может добавить что-либо к заповеди или отменить ее навсегда, как мы объяснили в предисловии к нашему комментарию на Мишну.
А стих, в котором содержится это повеление, — это Его речение, да будет Он превознесен: «Пророка из твоей Среды, из братьев твоих… поставит тебе Ашем, твой Б-г, — его слушайтесь» (Дварим 18:15).
И сказано в Сифри (Шофтим): «“Его слушайтесь” — подчинись ему, даже если в силу временной необходимости он прикажет тебе преступить одну из заповедей, записанных в Торе».
И тот, кто не подчиниться словам пророка, подлежит смерти «от руки Небес». И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И будет: с человека, который не послушает Моих слов, сказанных (пророком) от Моего имени, Я взыщу» (там же 18:19). И разъясняется в трактате Санхедрин (89а): «Трое подлежат смерти от руки Небес — человек, отступивший от слов пророка, пророк, отступивший от своих собственных слов, и пророк, скрывающий свое пророчество». Каждый из них подразумевается в стихе: «…который не послушает Моих слов». Сказали мудрецы (там же): «О каждом из них говорится, что он “не слушает” (слов Ашема)».
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Санхедрин (89а).
173-я заповедь — повеление поставить над нами еврейского царя, который объединит весь наш народ и будет говорить от нашего имени, и править нами. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Когда ты придешь в землю, которую Ашем, твой Б-г, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься в ней, и скажешь: “поставлю над собою царя…”, то поставь над собою царя, которого изберет Ашем, твой Б-г; из среды своих братьев поставь над собою царя…» (Дварим 17:14-15).
И мы уже упоминали (Д 20) изречение мудрецов, приведенное в Сифри (Шофтим): «Три заповеди должен выполнить народ Израиля в час, когда он поселится на Земле Израиля — поставить себе царя, возвести Храм и уничтожить потомков Амалека».
И еще сказано в Сифри (там же): «“Поставь над собою царя” — заповедь “делай”. И приводится толкование: “Поставь над собою царя” — чтобы ты трепетал перед ним»; мы обязаны почитать, возвеличивать и превозносить его более, чем какого-либо другого человека, — так, чтобы его статус был для нас выше, чем статус любого пророка из его поколения. И ясно сказали мудрецы (Орайот 13а), что царя выкупают из плена прежде пророка.
И когда такой царь отдает какой-либо приказ, не противоречащий заповедям Торы, мы обязаны его приказ выполнить. А того, кто ослушается и не выполнит приказа, царь имеет право казнить мечом, как это приняли на себя наши предки, провозгласив (Йеошуа 1:18): «Всякий, кто воспротивится твоему повелению и не послушает твоих слов, что бы ты ни повелел ему, — будет предан смерти». Любого, восстающего против царской власти, — кем бы тот ни был — царь, возведенный на царство по закону Торы, имеет право лишить жизни.
Все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются во второй главе трактата Санхедрин (19-20б,22а), в первой главе трактата Критот (5б) и в 7-ой главе трактата Сота (40б,41аб).
174-я заповедь — повеление подчиняться Великому Санхедрину и следовать его указаниям во всем, что он запретит или разрешит. И в этом отношении нет разницы, исходит ли Санхедрин из полученной традиции или использует один из методов толкования Торы, или мудрецы приняли постановление, чтобы возвести ограду закону, или их решение вызвано сложившейся ситуацией, и им видится, что необходимо поступить определенным образом для укрепления авторитета Торы, — в любом случае мы обязаны выполнять их решения и следовать их словам. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И поступи по слову, какое они скажут тебе с того места, которое изберет Ашем, и старайся исполнять все, как они укажут тебе. По уставу, которому они научат тебя, и по закону, который они сообщат тебе, поступи…» (Дварим 17:10-11). И сказано в Сифри (Шофтим): «И по закону, который они сообщат тебе, поступи» — заповедь «делай».
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Санхедрин (86б-89а).
175-я заповедь — повеление следовать за большинством в случае, если среди мудрецов возникает дискуссия по поводу какого-либо закона Торы. И так же следует поступать при судебном разбирательстве: например, если в тяжбе между Реувеном и Шимоном возникает спор между судьями их города, кто виновен — следуют за большинством. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Склоняйся к большинству» (Шмот 23:2). И ясно сказали мудрецы (Бава батра 23б-24а): «Следовать за большинством — закон Торы».
Законы и правила, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в нескольких местах трактата Санхедрин.
176-я заповедь — повеление назначать судей и судебных исполнителей, которые обеспечат соблюдение законов Торы, возвращая оступившихся на истинный путь, направляя людей к добрым делам и предостерегая от дурных. И будут они возводить ограды, оберегающие от нарушений, чтобы следование повелениям и запретам Торы не определялось мировоззрением каждого отдельного человека.
И одним из условий выполнения заповеди является то, что эти назначения проводятся на нескольких уровнях. Т.е. в каждом городе, имеющем определенный минимум населения, назначаются 23 судьи, собирающиеся в одном месте, у городских ворот, — и это Малый Санхедрин. А в Иерусалиме назначается Великий Санхедрин, состоящий из семидесяти судей; и над этими семьюдесятью ставят одного — главу собраний, которого мудрецы именуют титулом наси (председатель). И эти 70 судей тоже собираются в определенном месте.
Но в городах с немногочисленным населением, недостаточным для учреждения Малого Санхедрина, во всяком случае назначают трех судей, которые могли бы вести процессы по небольшим судебным делам, а сложные дела передавать суду более высокого уровня. И также назначаются судебные исполнители и инспекторы, осуществляющие надзор в общественных местах и контролирующие проведение деловых операций, чтобы даже в самых мелких сделках не было беззакония.
А повеление, в котором содержится эта заповедь, — это Его речение, да будет Он превознесен: «Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех своих вратах, которые Ашем, твой Б-г, дает тебе, по твоим коленам, чтобы судили они народ праведным судом » (Дварим 16:18).
И говорится в Сифри (Шофтим): «Откуда известно, что назначается единый Суд для всего Израиля? Из сказанного в Торе: “Судей и надсмотрщиков…”. Откуда известно, что ставят одного (мудреца) надо всеми? Из сказанного в Торе: “…поставь себе”. А откуда известно, что назначается суд для каждого колена Израиля? Из сказанного в Торе: “…во всех своих вратах”. Рабан Шимон бен Гамлиэль сказал: “…По твоим коленам, чтобы судили…” — заповедь, чтобы евреи каждого колена обращались только в суд своего колена. Сказано: “…Чтобы судили они народ” — даже принудительно».
Повеление назначать семьдесят мудрецов повторено в Его речении, да будет Он превознесен, обращенном к Моше: «Собери Мне семьдесят человек из старейшин Израиля» (Бемидбар 11:16). И сказали мудрецы, благословенна память о них: «Везде, где сказано “Мне” — повеление остается в силе, как например (Шмот 28:41): “… и будут они (коэны) служить Мне” (Сифри, Беаалотха). Иными словами, это не приказ, отданный в связи с потребностями момента, но постоянное повеление, обязывающее последующие поколения.
И знай, что все эти назначения — Великий и малые Санхедрины, суды из трех мудрецов и прочие — производились только в Земле Израиля. И посвящение в судьи (смиха) не производится вне ее. Но если посвящение было совершено в Земле Израиля, посвященные могут судить и в Земле Израиля, и вне ее. Это и подразумевается в изречении мудрецов (Макот 7а): “Санхедрин может быть и в Земле Израиля, и вне ее”. Однако дела, по которым может быть вынесен смертный приговор, не ведутся ни в Земле Израиля, ни вне ее, если нет Храма, как мы разъяснили в предисловии к этой книге (в самом его конце).
В Его речении, да будет Он превознесен, говорится о наказании убившего неумышленно: “И будет это у вас уставом закона для всех ваших поколений, во всех местах вашего проживания” (Бемидбар 35:29). И толкуют в Сифри: “…Во всех местах вашего проживания” — в Земле Израиля и вне ее. Так может быть, города-убежища необходимо учредить и заграницей? Но Тора говорит: “И будет это у вас уставом закона…” — судьи и суды будут как в Земле Израиля, так и вне ее, но города-убежища выделяются только в Земле Израиля».
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Санхедрин.
177-я заповедь — повеление, обращенное к судьям, обеспечивать равноправие сторон в суде и выслушивать каждую из сторон, независимо от того, пространны или кратки ее речи. И об этом Его речение: «По справедливости суди ближнего своего» (Ваикра 19:15). И объясняется в Сифре (Кедошим): «Не должно быть так, что одна сторона высказывается вдоволь, а второй говорят: “Покороче”, и это правило — одно из проявлений этой заповеди».
И это повеление подразумевает также, что каждому, кто в этом сведущ, заповедано судить судом Торы (даже в одиночку), если обе стороны согласились разбирать дело у него. Ведь ясно сказано (Санхедрин 3а): «Согласно Торе, и один может судить своего ближнего, как написано: “По справедливости суди своего ближнего”».
И это повеление подразумевает также, что человек обязан судить о своем ближнем с лучшей и доброй стороны, истолковывая его поступки и слова ему в заслугу (лехаф зхут).
Содержание этого повеления разъясняется в многочисленных местах, рассеянных по Талмуду.
178-я заповедь — повеление давать свидетельские показания перед судом, сообщая все, что нам известно по делу. Приведет ли это к казни того, о ком мы свидетельствуем, или спасет его, принесет ли это ему имущественный ущерб или прибыль, — мы обязаны давать показания и извещать суд обо всем, что мы видели или слышали (от одной из сторон). И наши мудрецы, да пребудет на них мир, приводили доказательство того, что давать свидетельские показания — обязанность, из Его речения, да будет Он превознесен: «А если кто-то согрешит тем, что будучи свидетелем, он видел или знал, но, прислушавшись к голосу заклинающего его, не сообщил, то он будет виновен» (Ваикра 5:1).
И велик грех того, кто, преступая эту заповедь, скрывает свое свидетельство; о таком говорится в Его речении, да будет Он превознесен: «он будет виновен». И это относится ко всем видам свидетельства.
Но если скрываемое свидетельство касается имущественного вопроса и свидетель ложно поклялся, что ему по делу ничего не известно, он обязан, как разъяснено в Писании (там же 5:5-10), принести жертву, назначаемую в зависимости от его материального достатка, на условиях, упомянутых в трактате Швуот (4).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактатах Санхедрин и Швуот.
179-я заповедь — повеление проверять показания свидетелей и добросовестно их допрашивать, и только после этого выносить приговор и наказывать виновных. И необходимо расследовать дело тщательно, насколько возможно, чтобы не судить по первому наговору и поспешно — в ущерб правому. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Разыщи, исследуй и расспроси хорошенько, правда ли это, верно ли это…» (Дварим 13:15).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, во всех подробностях — как вести допросы и следствие, насколько тщательным должно быть расследование, в каком случае свидетельство принимается, а в каком отвергается, — разъяснены в трактате Санхедрин (32а и гл.5).
Сто восьмидесятая заповедь — повеление применять к «свидетелям», давшим заведомо ложные показания, то же наказание, которое, согласно их «свидетельствам», должно было быть применено к невиновному. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И если судьи расследовали хорошо, и оказалось: свидетель этот — ложный свидетель, ложно свидетельствовал он против брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему» (Дварим 19:18-19).
И вот закон о «свидетелях-злоумышленниках» (эйдим зомемим): если они замышляли с помощью своего свидетельства лишить человека определенной суммы денег, взимают с них такую же сумму; если их показания приводили невиновного к смертному приговору, казнят их той же казнью; и если их показания приводили к наказанию плетьми — их наказывают плетьми.
Законы и вопросы, возникающие в связи с выполнением этой заповеди и установлением статуса «свидетелей-злоумышленников», караемых по этому закону, разъясняются в трактате Макот (2-5б).
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»