Темы: Власть, Цари Израиля, Государство Израиль, Богобоязненность
Одна из основных тем Торы — это руководители еврейского народа. Самый первый из них — Моше, прозванный «отцом пророков». Сама Тора называется его именем — Торат Моше.
О духовном величии этого человека очень много сказано. Он был лидером народа Израиля, вывел его из Египта, вел войны, создал юридическую систему и многое другое. Моше являлся мудрецом и праведником. Ни один еврей не мог усомниться в его высочайшем духовном уровне. В идеале таковыми должны были бы быть все последующие руководители еврейского народа.
Преемник Моше Йеошуа и все последующие еврейские лидеры до воцарения первого царя Шауля были именно такими безукоризненными людьми: мудрецами и праведниками. Пророк Шмуэль, предводитель народа, предшествующий Шаулю и объявивший его царем, выбрал Шауля благодаря его особенным личным качествам: праведности и богобоязненности.
Царь Давид и его сын Шломо, каждый из которых правил народом 40 лет, представляли собой идеал высочайшей духовности. В дальнейшем часть царей из дома Давида были выдающимися праведниками и мудрецами Торы, другие же, довольно многочисленные, делали много зла. Но, несмотря на это, слова пророков и различные события воспринимались ими крайне серьезно. Можно сказать, что вопрос духовного уровня власти был первостепенным. То же самое продолжалось в непростой истории народа во времена Второго Храма и в последующих поколениях в еврейских диаспорах. Духовные лидеры были также руководителями народа во всех остальных вопросах.
Когда мы говорим о жизни народов в древние времена и в современном мире, мы имеем в виду, что эти народы и их правители — такие же люди, как и мы. То есть люди, стремящиеся обеспечить свое существование, утвердить себя, продолжить свой род. При всех различиях эпох, культур и религий мы имеем дело с тем же самым земным человеком, которого так хорошо знаем.
Для тех наших читателей, которые недавно начали знакомиться с Торой, может быть, будет удивительно узнать, что еврейский народ и его правители на протяжении всей своей истории отличались от других народов. Говоря это, я имею в виду не только соблюдение особенных предписаний Торы, значительная часть которых регулирует отношения к имуществу ближнего и его чести и достоинству но, прежде всего, сам уклад жизни. Еврейское общество всегда отличалось внимательным отношением к проблемам ближнего. Помощь нуждающимся, опека больных, забота о воспитании и образовании детей, защита сирот и вдов были всегда важнейшими принципами жизни еврейской семьи, общины. Тора, Пророки, Талмуд и другие еврейские книги рассказывают об отдельных эпизодах поведения самых выдающихся лидеров народа, которые, будучи великими царями и завоевателями, видели в сострадании к нуждающимся первостепенную обязанность.
Мы рассказали эти практически всем известные вещи, чтобы объяснить, почему очень многие евреи Торы, изучающие ее, соблюдающие ее законы, крайне скептически относятся к государственным системам, существующим сегодня. Особенно это касается молодого еврейского государства. Мы видим, как относятся его руководители, заседающие в Иерусалиме и претендующие на имя Израиль, к нищете, детской обездоленности и другим несчастьям своего народа. Любой думающий человек легко заметит их абсолютное безразличие. Только иногда, обычно во время предвыборной компании, говорятся правильные и красивые, но ни к чему никого не обязывающие слова.
Существует представление, что в государстве должны быть музеи, театры, стадионы. С точки зрения еврейских принципов, невозможно финансировать культуру и спорт, когда десятки тысяч детей ложатся спать голодными. Это подобно родителю, который нанимает для одного ребенка учителя музыки, оставляя другого голодным. Во многих еврейских книгах, объясняющих основы морали, приводится рассказ из Торы, как Авимелех, царь филистимлян, отобрал у Авраама его жену Сару, думая, что она сестра Авраама. Вс-вышний, открывшись Авимелеху, сказал, что он будет жестоко наказан за то, что взял чужую жену. Авимелех тут же вернул ее, но спросил Авраама, почему же он не сказал, что это его жена. Авраам ему ответил: «Я только увидел, что нет страха перед Б-гом в этом месте. И убьют меня из-за моей жены».
Эти слова «нет страха перед Б-гом в этом месте» цитируют комментаторы Торы, объясняя нам, что отсутствие этого качества лишает общество основы существования. Внешняя благопристойность скрывает алчность и жестокость. Главе государства, у которого нет страха перед Творцом, нельзя доверять ни в чем.
В связи с вышесказанным представление о неком идеологическом разногласии между религиозными евреями и светским государством Израиль, между евреями Торы и светской культурой неверно. Евреи не верят в этих людей, потому что глупо им верить. Очень многие: евреи и неевреи, люди, далекие от Торы, — тоже прекрасно понимают моральную сущность современного политикана-функционера и его абсолютную продажность. Обо всех вытекающих последствиях свидетельствует сегодняшняя реальность.
Рав Александр Айзенштат, из журнала «Мир Торы», Москва
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.