Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Германия и евреи

Германия, служившая евреям временным прибежищем на протяжении тысячелетия, была одним из центров Торы, где в ешивах Майнца, Вормса, Франкфурта учились и учили великие из великих: Рабейну Гершом, Раши, Рош, Маарай и другие. Общины этих немецких городов стали колыбелью ашкеназского еврейства. Вместе с тем, Германия стала родиной Аскалы, Реформы и нацизма, уничтоживших физически и духовно миллионы евреев.

Оглавление

Евреи Германии до IX века н.э. ↓

Первые ешивы и первый погром ↓

Ешивы и мудрецы перед крестовыми походами ↓

Крестовые походы и кровавые наветы ↓

Кровавый навет ↓

Мудрецы Германии в XI-XII вв. ↓

Еврейские мудрецы XIII века ↓

Гонения на евреев в XV-XVII вв. ↓

XVIII век. Просвещение ↓

Реформистский иудаизм ↓

Борьба с реформизмом ↓

Первая мировая война ↓

Приход Гитлера к власти ↓

Пророчества о Катастрофе ↓

Катастрофа европейского еврейства ↓

Германия во второй половине XX в. ↓

Германия и евреи в XI веке ↓

Евреи Германии до IX века н.э. [↑]

В еврейских источниках Германию всегда было принято называть Ашкеназ, как сказано в Берешит (10:3): «А сыновья Гомера — Ашкеназ, и Рифат и Тогарма». В Талмуде (Йома, 10а; Иерус. Талмуд, Мегила, 71б) объяснено: «Гомер — это Гермамия» (גמר זה גרממיא‎), и так как один из сыновей Гомера был «Ашкеназ», то этим именем стали обозначать германцев вообще, хотя Мидраш отождествляет германцев не с Ашкеназом, а с Тогармой.

Существует предание, что в некоторые города Германии евреи переселились после разрушения Второго Храма. Первые сведения об оседлости евреев в Германии относятся к началу IV века, а именно к еврейской общине в Кельне.

Первые ешивы и первый погром [↑]

В 4560 (800) году папа Римский короновал Карла Великого, признав его наследником престола Западной Римской империи, и для евреев Германии начались благодатные времена. Карл видел в евреях силу, способную привести страну к экономическому процветанию. Карл поощрял еврейских купцов и охранял их имущество.

Духовная жизнь еврейской общины также переживала период расцвета. Многие еврейские мудрецы переехали из Италии в Германию и Францию. По просьбе еврейской общины Майнца Карл Великий пригласил р. Калонимуса из Луки (Италия) переехать в Германию. Р. Калонимус и его сын основали первые ешивы на территории Германии.

После раздела Империи наследниками Карла на три независимых королевства — Италию, Германию и Францию, положение евреев Германии ухудшилось.

В 4772 (1012) году страшное несчастье обрушилось на евреев города Майнца. Власти потребовали от них либо перейти в христианство, либо немедленно покинуть город. В городе начались погромы. Большинство евреев бежало оттуда, однако были и такие, кто под страхом смерти изменил вере отцов. Через год указ был отменен, и оставшимся евреям вновь было разрешено вернуться в Майнц.

Немецкое духовенство в IX—XI вв. отличалось полной терпимостью по отношению к евреям, и погром в Майнце был единственным в тот период.

Ешивы и мудрецы перед крестовыми походами [↑]

В период, предшествующий крестовым походам, в Германии процветали общины Майнца и Вормса. С тех пор как раби Калонимус переехал из Италии в Майнц, город превратился в центр Торы.

Руководил знаменитой ешивой Майнца в начале XI века рабейну Гершом, которого прозвали Светочем Диаспоры, ибо его мудрость освещала жизнь многих евреев стран рассеяния. Рабейну Гершом был выдающейся фигурой среди еврейских мудрецов Германии и Франции. Даже еврейские общины Италии посылали учеников для изучения Торы у известного мудреца. Рабейну Гершом принял ряд постановлений (таких как запрет многоженства и запрет читать чужие письма), которые сохраняют свою силу и в наши дни.

Раби Шломо бен Ицхак (Раши) родился в 4800 (1040) г., в год кончины рабейну Гершома в городе Труа на севере Франции. Вначале он учился в своем родном городе, а затем отправился заниматься в ешивы Вормса и Майнца. Главой ешивы в г. Вормсе был Раби Ицхак бар Элиэзер Алеви (ум. в 4830 /1070/ г.). Среди его выдающихся учеников, кроме Раши, были раби Эльяким бар Мешулам — будущий глава общины и ешивы г. Шпеера, а также раби Меир бар Шмуэль, ставший впоследствии зятем Раши.

Раши, часто упоминая мнения р. Ицхака Алеви в своих комментариях, называет его «наш святой учитель»; он также свидетельствует, что «р. Ицхак был главой поколения и все слушались его голоса».

Ученики рабейну Гершома стали учителями Раши. В основанную им ешиву стекались ученики из многих стран Европы.

Раши оставил после себя бесценное наследие комментариев к Торе, другим книгам Танаха и к Талмуду. Его комментарий к Торе стал самым популярным среди евреев. Раши также объяснил большинство трактатов Вавилонского Талмуда. До появления на свет его комментария каждый, кто изучал Талмуд, нуждался в постоянной помощи своего учителя. Объяснения же Раши сделали возможным самостоятельное изучение.

С тех самых пор и вот уже почти тысячу лет все еврейские мудрецы, их воспитанники и все мы являемся учениками великого мудреца раби Шломо бен Ицхака.

Крестовые походы и кровавые наветы [↑]

В начале 1096 года из Франции в немецкие города нахлынули толпы крестоносцев, пожелавших перед завоеванием Иерусалима истребить иноверцев в Европе. Евреи Германии были какое-то время уверены в своей безопасности. Им передали просьбу их собратьев из Франции молиться за оставшихся в живых, они получили предупреждение об опасности, но не усмотрели в происходящем достаточных причин для беспокойства.

Ураган погромов пронесся над немецким еврейством. Цветущие общины Вормс, Майнц, Шпейер, Кельн, Трир, Мец (здесь начались преследования) и многие общины в прирейнских городах были потрясены в своих основах; число погибших мучеников исчислялось тысячами.

Погромщики врывались в дома, выносили вещи, грабили и оскверняли синагоги, глумились над священными книгами и жгли их, убивали людей.

Крестовые походы коренным образом изменили политическое и экономическое положение евреев Германии. Евреи стали бесправными неполноценными людьми, которых, по мнению священников и черни, можно унижать, грабить, убивать. Их вытеснили из всех областей производственной и экономической деятельности, запретили заниматься сельским хозяйством, лишили земли.

Разбогатевшая на евреях знать и епископы одалживали евреям награбленные деньги для мелкой торговли и денежных операций. Таким образом, евреи стали посредниками между двумя группами христианского общества, навлекая на себя ненависть низов социальной лестницы.

Кровавый навет [↑]

С течением времени все большее распространение получал однажды изобретенный «кровавый навет». В 4996 (1236) году около немецкого городка Фульда нашли пятерых убитых детей. В убийстве обвинили евреев, якобы использующих кровь для приготовления мацы. По всем областям Германии прокатились слухи об убийцах-евреях, призывы к мести и священной войне. В течение нескольких дней поймали и убили более тридцати евреев: мужчин, женщин, детей.

Комиссия, назначенная королем Фридрихом II, подтвердила невиновность евреев и установила, что нет никакого основания обвинять евреев в использовании христианской крови. Король запретил распространение слухов и обязал священников выступить с амвонов против подстрекателей. Несмотря на это, убийства евреев продолжались.

Мудрецы Германии в XI-XII вв. [↑]

Наиболее авторитетным в этом поколении законоучителем еврейских общин Германии был Раби Элиэзер бар Натан из Майнца (Рааван; ок. 4850-4930 /ок. 1090-1170/ гг.), ставший даяном в Майнце.

Его законодательные постановления пользовались исключительным авторитетом среди евреев всей Германии и Франции; из самых отдаленных общин диаспоры к нему обращались за решением наиболее сложных алахических проблем.

В 4910 /1150/ году вместе с внуками великого Раши, Рашбамом и рабейну Тамом, он возглавил съезд ста пятидесяти ведущих законоучителей, проводимый в городе Труа. На этом форуме были приняты важнейшие алахические постановления, обязательные для всех общин: запрет евреям обращаться в нееврейский суд с иском против других евреев, запрет принимать от нееврейских властей назначения на руководящие должности в еврейской общине и др.

Рааван собрал свои наиболее значительные респонсы, алахические послания и законодательные решения в книгу, названную им Эвен аэзер (Камень помощи). В книге подробно разъясняются и обосновываются многие обычаи и молитвы, специфические для общин Ашкеназа.

От Раавана из Майнца берет начало цепь выдающихся законоучителей. Его внуком был Раавья, знаменитый раввин из Кельна, а правнуком — Рош, один из величайших еврейских законоучителей всех времен. Сын и ученик Роша раби Яаков бар Ашер составил основополагающий свод еврейского закона Арбаа турим, и один из четырех основных разделов этого кодекса он назвал Эвен аэзер — в честь великой книги своего предка Раавана.

Еврейские мудрецы XIII века [↑]

После смерти Фридриха II в Германии начались внутренние войны, которые принесли новые страдания еврейскому народу. Латернское совещание (Вселенский собор 1215 г.) подтвердило дискриминацию евреев, хотя и приняло решение защищать их от погромов.

При раздробленности Германии не могла развиться правильно функционирующая общееврейская организация, которая объединила бы деятельность всех общин. Взамен этого собирались (в 1223-м и 1245-м годах) раввины и старшины известных областей для обсуждения общих дел. На подобных съездах были приняты разные постановления, известные под названием «Установления Шпейера, Вормса и Майнца».

Значение этих съездов и их кодификаторской деятельности для развития внутренней и религиозной жизни немецкого еврейства, а также евреев Франции, Италии и Польши, велико. Участники этих съездов взяли на себя важную задачу — приспособить нормы Талмуда, произведения, возникшего на Востоке, к тем условиям жизни, с какими встречались евреи в христианской Западной Европе. Дальнейшие съезды происходили в 14 и 15 вв. в Майнце, Эрфурте, Бингене, а также Нюрнберге.

Маарам из Ротенбургараби Меир бар Барух (ок. 4975-5053/ок. 1215-1293/ гг.) — духовный лидер евреев Германии, выдающийся законоучитель и автор Тосафот стал раввином общины г. Майнца, а затем Нюрнберга. После смерти отца, Маарам сменил его во главе общины Вормса, а потом открыл ешиву в Ротенберге и стал общепризнанным главой поколения. Им написано более тысячи респонсов (тшувот), адресаты которых находились, помимо Германии, также во Франции, Испании, Италии и Австрии.

Раби Ашер бар Йехиэль, или Рош (ок. 5010-5088 / ок.1250-1327 гг.) — общепризнанный глава мудрецов диаспоры во времена Средневековья и один из величайших законоучителей всех времен — после 5041 (1281) года стал ближайшим учеником духовного лидера евреев Германии Маарама из Ротенбурга. В последствие он был даяном (судьей) в суде, который возглавлял Маарам.

Когда в 5053 (1293) году умер Маарам, а спустя пять лет во время погрома погибли два его ближайших ученика, р. Мордехай бар Гилель (Мордехай) и р. Меир Акоэн, Рош остался в Германии наиболее авторитетным законоучителем и вскоре стал общепризнанным главой поколения, но и он был вынужден покинуть страну и направился в Испанию, где и записал свой знаменитый «Кодекс Роша», задуманный еще в Германии.

В 5058 (1298) году на евреев юго-западной Германии был возведен новый навет. Евреев обвинили в краже и осквернении «святого причастия». Это привело к новым массовым погромам. Христианские банды прошли с мечом и огнем по 140 еврейским общинам, убив за полгода около 100 000 человек. В Нюрнберге погибли раби Мордехай бар Гилель и вся его семья.

Погромщики не знали отдыха и все последующие годы. И повсюду угроза насильственного крещения выдвигалась в качестве альтернативы. Лишь немногие не выдержали испытания и приняли христианство. Но потом, когда миновала опасность, почти все они вернулись к своему народу. Подавляющее большинство евреев Германии освятили Имя Вс-вышнего и измене предпочли смерть.

С тех времен зародилась традиция поминать всех мучеников в годовщину их смерти с занесением имен и дат жизни в специальную книгу — меморбух, хранящуюся в синагоге.

Гонения на евреев в XV-XVII вв. [↑]

Постоянные преследования и ужасные условия, в которых оказались евреи в XV-XVI веках, привели к массовому бегству евреев из Германии и, соответственно, ликвидации ешив.

Случалось, что купцы крупных городов требовали изгнания евреев, так как хотели избавиться от конкурентов. По этой причине евреи были вынуждены оставить Нюрнберг и Регенсбург, а после бунта толпы против мэрии — и Франкфурт (5374/1614). Но как только бунт был подавлен, евреям разрешили вернуться.

И в «новое просвещенное» время евреев продолжали обвинять в оскорблении святых даров. В Мекленбурге и Бранденбурге часть евреев была убита, а остальные изгнаны. В Берлине в 5270 (1510) году были сожжены 36 евреев, которые взошли на эшафот с молитвой и пением псалмов.

Как и прежде во Франции и Испании, монахи-доминиканцы продолжали войну против Талмуда. К монахам время от времени присоединялись и выкресты. Одним из них был Пфеферкорн. Он крестился, а затем начал писать пасквили против евреев и Талмуда.

Хотя продолжавшие существовать общины обеднели, духовная жизнь в них не прекратилась. Раби Исраэль ИсерлинМаарай (ок. 5150-5220 /ок. 1390-1460/ гг.) — глава поколения мудрецов Австрии и Германии, автор книги Трумат аДешен, основал в Нойштадте ешиву, привлекавшую учеников из многих городов Европы. Маарай отличался особым благочестием и праведностью, в частности, он отказывался принимать жалование за свою работу раввина.

Основной труд Маарая — книга Трумат аДешен (Вознесение пепла — имеется в виду очистка храмового жертвенника, которую проводили коэны в начале каждого дня служения). В этой книге собрано триста пятьдесят четыре респонса, проясняющих спорные алахические вопросы. Количество респонсов определило название книги: 354 — числовое значение слова дешен (пепел).

Маарай считается одним из трех великих знатоков Торы, завершивших эпоху ришоним: он — в Германии и Австрии, р. Ицхак Канпантон (Гаон из Кастилии;) — в Испании и р. Йосеф Колон (Маарик) — в Италии.

Усилившиеся гонения вынудили евреев искать более спокойные места. Экономическая и духовная жизнь евреев Германии пришла в упадок, большинство евреев, избегнувших преследования, оказалось в Польше и в Литве. И с XVI века духовным центром европейского еврейства, а также центром изучения Торы, становится Польша.

Центром изучения Торы в Германии еще какое-то время оставался город Франкфурт-на-Майне, в котором находилась очень большая ешива. Среди ее глав мы находим имена многих величайших мудрецов Польши: р. Ишайи Гурвица — автора Шла, его сына р. Шабтая (Шэфтель), автора книги Вавей аамудим и других известных мудрецов.

XVIII век. Просвещение [↑]

Движение Просвещения родилось во Франции и оттуда перешло в Германию. Фридрих II, который находился под глубоким влиянием новых идей, пригласил в Берлин одного из лидеров нового движения, Вольтера. Постепенно Берлин стал признанным центром Просвещения в Германии.

До этого евреи Германии продолжали жить в рамках своей традиции, не поддаваясь влияниям христианского мира. Поэтому вначале движение Просвещения не задело еврейскую общину.

Человеком, который смог распространить идеи Просвещения в еврейских массах, стал еврей Моше Мендельсон.

Защищая еврейскую веру от внешних нападок, Мендельсон сделал серьезную ошибку. Он разделил «основы веры» и «практическое соблюдение заповедей», которые евреи обязаны исполнять, как постановление Царя. Это деление ценностей привело к серьезным последствиям. Сам Мендельсон строго исполнял практические предписания иудаизма и подчеркивал, что такова обязанность евреев. Однако его ученики начали пренебрегать исполнением заповедей, ссылаясь при этом на мысль учителя, что не в этом основа веры.

Мендельсон старался убедить немецких евреев принять европейскую культуру. Первым шагом к этому стала пропаганда перехода с языка идиш на чистый немецкий язык. Мендельсон не увидел опасности, которая грозила немецким евреям в результате широкого проникновения европейской культуры в еврейские массы и, того не желая, подготовил почву для ассимиляции немецкого еврейства. Уже дети Мендельсона прекратили соблюдать заповеди, а все внуки его крестились.

Ученики Мендельсона продолжили деятельность своего учителя по внесению идей Просвещения в еврейские массы. За этим движением закрепилось название Аскала (буквально «Просвещение»). Цель, поставленная Мендельсоном, — соединение иудаизма с Просвещением — была принесена в жертву другой цели — заменить Б-жественную Тору Аскалой. С распространением идей Аскалы среди немецких евреев увеличивалась ассимиляция и уменьшалось число евреев, говоривших на иврите.

Император Иосиф II, покровитель Просвещения, приказал открыть школы, отдаляющие еврейских детей от изучения Торы и Талмуда и создающие мост к ассимиляции и крещению.

Полностью разрушить еврейство в Берлине удалось Давиду Фридлендеру. Он создал школу, в которой, в соответствии с его программой, группа учителей сумела воспитать учеников в духе поверхностного Просвещения. Выпускники этой школы возглавили движение ассимилянтов в Германии, которое увлекло их детей в лютеранское христианство.

За пятьдесят лет крестилось около половины евреев Берлина. Эпидемия крещений прокатилась по многим крупным городам, среди них — Кенигсберг и Бреслау.

В этот период в Германии ещё оставались известные еврейские мудрецы. В Берлине главой общины был р. Цви Гирш Левин. Свидетель того, как распадается община, он остался выразителем мнения последних ученых раввинов Германии и немногих верных слову Творца членов общины. В прощальном письме совету общины, в котором раби сообщал о своей отставке, он писал, что больше не может нести ответственность за общину, члены которой презирают слово Г-спода и совершают все возможные грехи.

В Берлине учился и преподавал автор книги «При мегадим» р. Йосеф Теомим. Из Берлина он переехал во Франкфурт-на-Майне, где стал равом города.

Большинство равов Германии пытались бороться с Аскалой, но они не смогли остановить эпидемию. Духовный уровень евреев Германии непрерывно падал. Влияние мудрецов сократилось до крайне узкого круга учащихся ешив.

Реформистский иудаизм [↑]

Реформированный иудаизм возник как естественное следствие идей Просвещения, которые настолько глубоко проникли в сердца евреев, что они не колеблясь массово стали расставаться с верой отцов. Реформисты предложили евреям другую возможность экономического и социального продвижения. Лидеры еврейской Реформы стали приспосабливать древнюю веру к быстро меняющемуся обществу.

Первый реформистский темплбыл открыт в Сесене (Германия) в 1810 году. Израиль Якобсон, который возглавил его, ввел там орган, смешанный хор (что запрещает традиция), немецкие церемонии, немецкие песни, немецкие молитвы и церковные одеяния для ритуала. Реформа продолжала расти и, несмотря на большую оппозицию раввинов, добилась контроля над многими еврейскими общинами Германии.

Лидер Реформы Авраам Гейгер полностью отрицал талмудический иудаизм и даже говорил о необходимости отменить все установления иудаизма. Еще более радикальным был Самуэль Гольдхайм, который выступил против обрезания, покрытия головы во время молитвы, ношения талита и шофара в Рош аШана, против веры в Мессию, упоминания Циона (Храмовой горы), Иерусалима и Страны Израиля в службах («у нас нет иной родины, кроме страны рождения и гражданства»), а еврейский шабат Гольдхайм перенес с субботы на христианское воскресенье. Последователи Реформы стали называть себя «немцами Моисеева вероисповедания».

Первоначальный успех реформистского иудаизма быстро продемонстрировал его бездейственность. Реформизм не «нормализовал» еврейскую ситуацию в Европе, а только способствовал ассимиляции, смешанным бракам и обращению в христианство.

Борьба с реформизмом [↑]

Одним из борцов с реформизмом был рав Исаак (Зелигман Байер) Бамбергер, известный как рав Вюрцбурга в Баварии. Он создал большую синагогальную конгрегацию, открыл и поддерживал ешиву и программу подготовки раввинов, а в 1855 году создал полную еврейскую образовательную систему от начальной школы до старших классов включительно. Он был замечательным талмудическим ученым, плодовитым автором книг об алахе, Талмуде, обычаях, грамматике иврита и толкованиях.

Другим ведущим ортодоксом, который противостоял Реформе, был рав Моше Шрайбер-Софер, известный под именем Хатам Софер (данным ему по названию его великих произведений, раскрывающих смысл Торы и респонсов, дающих законодательные решения). Хатам Софер родился и вырос во Франкфурте-на-Майне. Когда его наставник рав Натан Адлер покинул Франкфурт, чтобы стать раввином Босковице, Хатам Софер последовал за ним, основал школы и общины в Босковице, Прустице, Дрезнице и Маттерсдорфе.

Когда Хатам Соферу предложили пост раввина в Прессбурге, он увидел в этом возможность противодействия Реформе и создал там великую ешиву, главную в центральной Европе в течение века. Его ученики стали раввинами и лидерами общин в Австрии, Румынии и Венгрии. Их принципом было, что Реформа «не пройдет» через ворота их общин.

Хатам Софер придал новый смысл известному выражению, касающегося году «шмиты»: «хадаш асур мин аТора — новшества запрещены Торой», выразив в нем свое отношение к Реформе и Просвещению: нововведения несут опасность иудаизму.

Рав Шимшон-Рафаэль Гирш — выдающийся раввин и писатель, противник реформизма и ассимиляции в Германии и поборник ортодоксального иудаизма — в своей книге «Девятнадцать писем об Иудаизме», направленной против ассимиляционных и реформистских течений в немецком еврействе, писал, что ради получения гражданских прав нельзя пожертвовать ни одним религиозным предписанием, т. к. гражданские права являются не самоцелью, а лишь средством для осуществления великой миссии еврейского народа. Евреи являются нацией не в этнографическом, а в духовном смысле, — убеждал рав Гирш.

После раввинских съездов 1843-1845 годов, на которых реформисты играли первенствующую роль, р. Гирш выступил с воззванием, где с особенной силой порицались попытки реформистов уничтожить в еврейской религии всё еврейское.

Рав Гирш вдохнул новую жизнь в общину Франкфурта, его энергия, идеи, большой талант воспитателя оказали огромное влияние на возрождение еврейства Германии. Так было основано движение «Тора вэ-дерех эрец». Комментарий рава Гирша на Пятикнижие переведён и на русский язык.

Первая мировая война [↑]

Первая мировая война необратимо изменила весь еврейский мир. Если вторая мировая война (которая возникла в результате конфликта 1914-1918 годов) положила конец европейскому еврейству, то первая была началом конца.

Порядка 40 000 евреев воевали в германской армии. Из этой войны евреи вышли не только с большими физическими, но и с еще большими духовными потерями. Война почти до основания стерла всю необходимую инфраструктуру религиозной системы и усилила крен к светской жизни и радикализму в еврейском обществе, который наметился еще в конце 19 века.

Приход Гитлера к власти [↑]

В 1933 году Адольфа Гитлера избрали канцлером Германии. Это стало печатью на приговоре европейскому еврейству.

Свои расовые, национальные и политические теории Гитлер изложил в книге «Майн кампф». В ней он представил план новой Германии и Европы, где будут доминировать арийцы. Он собирался освободить мир от евреев, коммунистов и цыган. А другие «низшие расы»: французов, голландцев и особенно славян — собирался сделать рабами арийской расы, то есть немцев.

Гитлеровское использование пропаганды, его обращение к глубинным инстинктам германского населения и его машина террора позволили ему скоро обрести власть.

Почти сразу он стал преследовать евреев дискриминационными указами, организованным бойкотом и официально санкционированным насилием. К концу 1934 года Германия уже полностью находилась под диктаторской властью Гитлера, а еврейское население, составлявшее более полумиллиона, было на пути к полному бесправию, обнищанию, а затем и уничтожению.

Пророчества о Катастрофе [↑]

Несмотря на небывалый масштаб трагедии, который, казалось бы, невозможно ни предположить, ни представить, Катастрофа европейского еврейства была предсказана в Талмуде (Мегила, 6б):

«Сказал рабби Ицхак: что означает сказанное (Теилим, 140): “Не дай, Г-споди, [сбыться] желаниям нечестивого, не дай осуществиться злым замыслам его, [дабы] не заносились они”? Сказал [наш праотец] Яаков Святому, благословен Он: Владыка вселенной, не дай Эсаву-злодею осуществить свое желание. “Не дай осуществиться злым замыслам его” — это Гермамия Эдома, ибо если [они] выйдут [на войну] — уничтожат весь мир!»

Великие мудрецы Торы предупреждали, что в будущем Германия породит великое зло. Рав Мазэ, раввин Москвы, писал, цитируя высказывание Магида из Кельма 130-летней давности: в Германии еще издадут свой «Шулхан Арух» ненависти к евреям, где будет написано: лучший из евреев — убитый еврей…

Рабби Меир Симха а-Коэн из Двинска в книге «Мешех Хохма» писал: «Когда евреи решат, что Берлин — это Иерусалим… придет на них беда, и именно от жителей Германии, к которым они так хотят приблизиться…».

Катастрофа европейского еврейства [↑]

О Холокосте сказано много, и никогда не будет достаточно. Начало преследованиям положил объявленный с 1 апреля 1933 года в Германии Бойкот евреев и последующая волна расовых законов, нацеленных на евреев, работавших в государственных учреждениях или по определённым профессиям. «Нюрнбергский закон» от 15 сентября 1935 года положил конец равноправию евреев в Германии и определял еврейство в расовых терминах.

Антиеврейская истерия в Германии привела в 1938 году (в ночь с 9 на 10 ноября) к массовым погромам, вошедшим в историю как «Хрустальная ночь» (из-за осколков стекла, которыми были усыпаны улицы немецких городов).

Начиная с этой ночи, нацисты насильно депортировали из Германии 10 тысяч польских евреев, большинство из которых так долго прожили в этой стране, что стали считать себя настоящими немцами. За этим шагом последовали другие, в результате которых 6 миллионов евреев были уничтожены, из них не менее 140 тысяч были подданными Германии.

В период Второй мировой войны (главным образом в 1941—42 гг.) Германия стала центром пересылки депортированных евреев из оккупированных стран Западной Европы в лагеря смерти Восточной Европы. Тысячи немецких евреев были заключены в концентрационные лагеря еще до начала войны и погибли в самой Германии вместе с интернированными евреями других стран.

В марте 1941 года Гитлер отдал приказ о переходе к «окончательному решению» еврейского вопроса путем физического уничтожения евреев. В сентябре евреи получили приказ носить на одежде желтый знак. В октябре началась массовая депортация евреев в гетто Восточной Европы, лагеря принудительного труда и лагеря смерти. Имущество депортированных или совершивших самоубийство евреев конфисковалось правительством как имущество «врагов народа и страны». К середине 1943 г. Германия была объявлена «очищенной от евреев».

Германия во второй половине XX в. [↑]

После крушения нацистского режима многие предполагали, что Катастрофа положила конец истории немецкого еврейства, и евреи никогда больше не вернутся в Германию. Но после войны около 200 тысяч евреев прибыли в Германию в качестве перемещенных лиц. Большинство их не считало себя частью немецкого еврейства и не участвовало в восстановлении еврейских общин, предпринятом оставшимися или вернувшимися в Германию коренными немецкими евреями. Они создали организацию Шеерит hа-плета («уцелевший остаток»), целью которой было переселение в Израиль.

Когда схлынула волна массовой алии и эмиграции за океан (начало 1950-х гг.), в Германии осталось около 12 тысяч евреев из числа бывших перемещенных лиц. В первые послевоенные годы многие евреи утверждали, что их пребывание в «проклятой стране» носит временный характер и что они вскоре покинут ее. В начале 1950-х гг. стали раздаваться иные голоса и послышались призывы к «наведению мостов» между еврейским и немецким народами.

Большая часть еврейского населения Германии второй половины 20-го века проживала в пяти больших городах: в Западном Берлине, Франкфурте, Мюнхене, Гамбурге и Кёльне. Процент смешанных браков среди них был самым высоким в Европе (исключая Австрию), особенно среди евреев, родившихся в Германии.

Германия и евреи в XI веке [↑]

«Старшее поколение» немецких евреев, к началу XI века проживавших там, — это малочисленные представители довоенного немецкого еврейства и их потомки; евреи Восточной Европы, поселившиеся в Германии после Второй мировой войны и бывшие израильтяне, приехавшие в Германию в 1950—80-е годы.

Сейчас в Германии проживает более 100 000 евреев. После развала СССР сюда переехали десятки тысяч евреев из стран бывшего Союза, и русскоязычные евреи составляют в Германии абсолютное большинство. В Германии активно действует реформистское течение. Функционируют около 30 реформистских общин, которые проводят активную работу с иммигрантами из СНГ, что способствует их секуляризации и ассимиляции.

В противовес им, существуют и ортодоксальные общины, и среди них — общины русскоязычных евреев в Берлине и Штутгарте, а также общины Хабада в 16 крупных немецких городах.

Выводить материалы

Толдот.Ру по-немецки!

Редакция Толдот

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Берлин и Иерусалим

Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах

Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе

Раби Йозельман Иш Росхайм

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Еще до рождения р. Йосефа семью его отца, жившую в швейцарском городке Эндингене, обвинили в использовании христианской крови в ритуальных целях. Троих ближайших родственников его отца сожгли на костре, а ему самому удалось бежать в Эльзас — он поселился в г. Обернхайме...

История еврейского народа. 108: Евреи Германии в эпоху Просвещения

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха

Заповедь «Помни, что сделал тебе Амалек»

Рав Ицхак Зильбер

Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.

Раби Цви-Гирш бар Арье-Лейб Левин

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».

Синагога во Франкфурте-на-Майне

Лидия Мирчевская

Франкфуртская синагога . Единственная восстановленная; благодаря своей фундаментальности, выгорела изнутри, но остов сохранился. Во Франкфурте есть стена здания, к которому примыкала одна из синагог, с её изображением, планом и т.д.

Иерусалим и Берлин

Журнал «Мир Торы»

Печальное предсказание раби Ор Самеаха сбылось. Начиная с ночи 27 октября 1938 года, которая стала печально известна во всем мире как Хрустальная ночь или «Ночь разбитых стаканов», нацисты насильно депортировали из Германии 10 тысяч польских евреев...

Раввины у Бранденбургских ворот

Редакция Толдот

Рав Реувен Пятигорский

Милость истины

Руины разрушенной синагоги города Мюнхен

Неизвестный автор

На фотографии изображены руины разрушенной синагоги города Мюнхен. Германия В начале июля 1938 г. А. Гитлер приказал снести здание Большой синагоги Мюнхена. Накануне сноса в ночь с 8 на 9 июля 1938 г. члены общины вынесли из синагоги священные книги и предметы культа. Во время событий «Хрустальной ночи» две синагоги были сожжены, около тысячи еврейских мужчин арестованы и помещены в Дахау, в том числе главный раввин Мюнхена Л. Бервальд.