Темы: Смысл жизни, Ноах, Потоп, Получение Торы, Рав Яков Гельфман
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВсем известен мидраш, что перед тем, как была дарована Тора, Ашем поднял гору над головами евреев и сказал: «Если вы не примете Тору, то здесь будет место вашей гибели и в мире воцарится хаос». Но как этот мидраш состыкуется с тем, что было обещано Ноаху — что мир больше не будет уничтожен? И в доказательство установлена мудрецами браха (благословение) на радугу:
«ברוך… זוכר הברית [ו]נאמן בבריתו וקיָּם במאמרו». כלומר: «נאמן בבריתו» — שלא יבטל את הברית אף אם רבו הרשעים; «וקיים במאמרו», שאף אם אילו לא כרת ברית, היה מקיים את מאמרו לְנֹח שלא יביא עוד מבול.
(«Благословен… Помнящий союз [с Ноахом] и Верный союзу Своему, и Выполняющий обещания Свои». «Верный союзу Своему» — (означает), что Он не отменит этот союз, даже если умножилось число преступников; «Выполняющий обещания Свои» — (обещание) Ноаху, о том, что Он не наведет больше потоп).
То есть мир не будет уничтожен, если даже не будет заключен брит (союз). А.
Уважаемый А.,
Итак, вопрос действительно очень интересный. С одной стороны, сказано, что Творец больше не уничтожит мир (то есть род человеческий). Так Он поклялся во времена Ноаха, после всемирного потопа.
Правда, комментаторы спорят, знал об этом сам Ноах или это стало известно только во времена Моше Рабейну, после дарования Торы.
С другой стороны, наши мудрецы говорят (см. комментарий Раши к стиху «…И был вечер, и было утро: день шестой» — Берешит 1, 31), что, если евреи не примут Тору, мир вернется в состояние хаоса. Определенно, в таком мире человеку места нет.
Мне кажется, это противоречие можно разрешить двумя путями:
Во-первых, внимательно читая обещание Творца, я обратил внимание на такие слова (выделяю их здесь):
«Впредь ВО ВСЕ ДНИ ЗЕМЛИ сеяние и жатва, и холод и тепло, и лето и зима, и день и ночь не прекратятся» (Берешит 8, 22). То есть обещание было не навеки, а на все время существования мира: все время, пока воля Б-га будет — чтобы мир существовал, не будет массового истребления человечества, как было во время потопа. Но очевидно, что, если мир вернется в состояние хаоса, состояние, предшествующее шести дням Творения, это будет означать прекращение существования мира вообще. И обещания, что такое не случится, не было.
Дело в том, что мир был создан ради того, чтобы человек совершенствовал себя по свободной воле. Иными словами — ради принятия им Торы. Пока эта цель может быть осуществлена, хотя бы меньшим числом людей, — имеет смысл поддерживать существование мира и рода человеческого, даже если они достойны уничтожения. (То есть весь мир существует ради нескольких праведников!) И это пообещал Творец: хотя судьба мира решается в соответствии с поведением большинства его обитателей и может сложиться ситуация, при которой (не дай Б-г) он будет подлежать уничтожению, как во времена потопа, он не будет уничтожен. Но если бы евреи не приняли Тору, то существование мира не было бы оправдано вообще (так как никто не выполнял бы предназначение, ради которого мир сотворен!), и мир прекратил бы свое существование.
Второе объяснение основывается на великом открытии Рамхаля в его книге Даат Твунот. Вкратце оно звучит так: есть программа мира, созданная еще при его сотворении. И выполнение этой программы не зависит от того, что будут делать люди, пользуясь дарованной им свободой выбора. При любом стечении обстоятельств результат, заданный Творцом, будет достигнут. Это очень глубокая мысль, которую тяжело правильно объяснить и понять в рамках переписки на сайте.
Но (возвращаясь непосредственно к Вашему вопросу) теперь мы можем понять, что варианта «евреи не примут Тору» просто не существовало. Дарование Торы заложено в программу мира. И, действительно, не сказано о возвращении мира в состояние хаоса как о реальной возможности. Сказано, что при сотворении мира Творец обусловил его существование принятием Торы. Это показывает, насколько важно принятие и соблюдение Торы для мира, — чтобы мы поняли, какая ответственность на нас лежит. Соблюдение Торы — не только наше личное дело, за которое нас ждет награда или наоборот. От того, как евреи соблюдают Тору, зависит судьба всего мира, а не только конкретного человека. (Это подробно объясняется в книге Нефеш а-Хаим раби Хаима из Воложина — ученика и ближайшего сподвижника Виленского Гаона).
Поэтому получается: когда Творец обещал, что мир не будет уничтожен (до срока, определенного при его сотворении), это было обещание безусловное. Так как Он знал: хотя судьба мира зависит от того, примут или не примут евреи Тору, это решающее событие обязательно произойдет — при любых условиях. Чтобы убедиться в истинности этого утверждения, достаточно вспомнить о том, что евреи, верующие и соблюдающие заповеди, во времена праотца Яакова был посланы в Египет — средоточие идолопоклонства и порока — и духовно опустились там. Что не помешало им в нужное время выйти оттуда и меньше чем за полтора месяца достичь высочайшего духовного уровня и произнести как один: «Сделаем и услышим».
А мы с Вами и все, кто возвращается к вере, разве не являемся живым подтверждением этого?!
Искренне желаю продолжать глубоко изучать Тору и претворять ее в жизнь.
С уважением, Яков Гельфман
Рав Яков Гельфман
В чем конкретные преимущества его существования?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «С самого начала»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «С самого начала»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Натан Агрес
А что дописано мудрецами?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Глава Ноах
Рав Яков Гельфман
Рав Реувен Куклин
Был ли потоп?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его