Темы: Храм, Пророчество, Разрушение Храма, Духовность, Кузари, Ирмиягу, Рав Яков Гельфман
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Скажите, почему еврей должен хотеть храм? В чём конкретные преимущества его существования? И Иерусалима отстроенного? Вот вы, раввин, почему хотите? (Не воспримите как грубость). Спасибо большое. А.
Уважаемый А.,
Должен признаться, что своим вопросом Вы задели за живое. Ведь об этом уже писал раби Йеуда а-Леви в своем классическом труде Кузари: если бы мы действительно мечтали об отстроенном Иерусалиме, то Творец ответил бы на наши молитвы. Сказано в книге пророка Ирмияу: «Это Цийон, нет просителя за него» (30, 17). Этот стих приводится в Талмуде, из него учат: о возрождении Цийона надо просить, молиться (Рош а-Шана 30).
Конечно, у нас есть оправдание, ведь мы никогда не видели Храма, поэтому нам так тяжело постичь его значение. Но первый шаг, который следует сделать, — это попытаться понять, чего мы ждем.
Предание рассказывает, что, когда знаменитый философ Платон посетил Землю Израиля, он увидел пророка Ирмияy, оплакивающего разрушенный Иерусалим. Философ спросил его, подобает ли такому мужу плакать, как женщина, о камнях. Пророк в ответ попросил задать ему все вопросы, ответа на которые философ не нашел. И разрешил все его сомнения, добавив, что всю эту мудрость обрел благодаря Храму. Тогда Платон произнес: «Если так, то действительно стоит плакать».
Ощущение настоящей ясности, когда все вдруг становится на свои места, когда видишь четко значение каждого действия, наполняет жизнь смыслом и глубиной, и это приводит к радости, которую не променяешь ни на какое удовольствие. Нет сомнения, что добро это добро, а зло это зло. Молитва — это разговор наедине с Творцом всех миров, в учебе постигается незыблемая истина, а действия приводят к гармонии. Вот небольшая часть того, что можно достичь при близости к Источнику жизни. Такое состояние может быть постоянным, только когда существует Храм, без него Всевышний не может быть настолько близок к нам, кроме редких моментов.
Сказано, что при даровании Торы весь народ «видел голоса» (роим эт а-колот — Шмот 20, 14). Наши мудрецы говорят: «Видели слышимое и слышали видимое». Когда-то читал такое объяснение:
«Видимое» здесь означает ощутимое на уровне зрения, то есть предельно ясное, а «слышимое» означает понятное и логичное, как то, что мы слышали из достоверного источника, но не осязаемое, как то, что доступно зрению. (Не зря ведь говорится, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать).
Обычно осязаемое и достоверное — это материальное, видимое, а духовное, даже самое «наглядное» и понятное — все-таки только «слышимое». Но у горы Синай евреи достигли такого духовного уровня, что духовное стало осязаемым, «видимым», а материальное как бы отступило на второй план, стало лишь «слышимым». Можем ли мы представить, вообразить хоть немного, что такое возможно? Наверное, нет. Но когда Храм существует, то есть когда духовный мир «приближается» к нам, это более чем возможно, это становится реальностью.
Смог ли я передать хоть отдаленно эти ощущения? Наверное, нет. Вот об этом мы и плачем.
С уважением, Яков Гельфман
Рав Моше Пантелят
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Что находится в духовных мирах?
Рав Яков Гельфман
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Ирмия был призван стать суровым обличителем своих современников. Нравственное падение евреев Йеуды пророк определяет двумя ключевыми словами: ложь и бесстыдство.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Кузари»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Толдот Йешурун
В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его