Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какое наследие оставили древние евреи?

Темы: Христианство, Ислам, Философия, Идолопоклонство, Иудаизм, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Добрый день! Я делаю доклад в школе про древних евреев, и, к сожалению, у меня недостаточно информации. Не подскажете, какое наследие оставили древние евреи современникам? А.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, А.!

Какое наследие оставили древние евреи современникам?

Наследие, о котором Вы хотели бы узнать, находится у всех на глазах, только к настоящему моменту оно стало настолько «само собой разумеющимся», что некоторые даже подзабыли о том, что оставили-то его именно древние евреи.

Если двумя словами, то они оставили идею и книгу.

Идея — монотеизм.

В наше время главный вопрос, который возникает в связи с религией, — это вопрос о существовании Б-га: Он есть или Его нет? Но, если предполагают, что Он есть, обычно само собой разумеется, что Он — один. Всемогущий и Всеобъемлющий. Ну да, были там мифы у древних греков, различные Аполлоны и Афины с Посейдонами, которые конфликтовали друг с другом, подобно людям, но для современного человека все это — очевидные сказки, пусть для некоторых и интересные с различных точек зрения.

Однако до «вклада» древних евреев именно в такого рода сказки верило большинство людей. Отчасти потому, что люди в большей степени зависели от сил природы, перед которыми часто были беспомощны. Поэтому силы природы легко ассоциировались с какими-то сверхмощными высшими силами, и велик был соблазн обращаться к ним. Например, когда находишься на небольшом корабле в открытом море и разыгрывается мощный шторм, легко предположить, что это бог моря гневается и надо его умиротворить. Одна сила может «побороть» другую — значит, это боги на небесах меряются силами и один из них одержит верх.

Этому мировоззрению бросил вызов Авраам, ставший в результате первым евреем. Вместо того, чтобы слепо принять существующие догмы, он стал вдумываться, пытаясь понять устройство мироздания. Увидев сначала солнце во всей красе, а затем луну, и то, как они сменяют друг друга, Авраам решил: это не два божества, которые попеременно становятся «царями горы». Есть один Хозяин, Который стоит над ними и управляет ими, как марионетками. И обращаться с молитвами надо непосредственно к Нему.

В те времена идея Авраама была радикальной, и он в буквальном смысле угодил на костер, то есть был брошен в огонь царем Нимродом. Но Б-г чудесным образом спас его, и он основал целое движение, а затем и произвел потомство, которое продолжило нести эту идею в мир.

Долгое время евреи оставались единственным народом, исповедовавшим монотеизм, а окружающие народы, от египтян до римлян, продолжали поклоняться каждый — целому пантеону богов. Но в конечном счете еврейская идея широко распространилась, пусть и в искаженном виде, в форме двух мировых религий, отколовшихся от иудаизма: христианства и ислама. Нельзя сказать, что евреи активно способствовали их возникновению: для самих евреев эти учения были неприемлемым искажением их веры, а последователи этих религий — преследователями, взбешенными отказом евреев принять их учение как легитимное «продолжение» и «развитие» иудаизма. Но факт остается фактом: если бы не было изначальной еврейской религии и идеи монотеизма, не было бы и этих религий, они «родились» из нее.

Известно, что первые христиане были всего лишь еврейскими сектантами, одной из многих сект в то неспокойное время. И если бы тот, кого они объявили основателем своей религии и обожествили, действительно воскрес, он, возможно, немало удивился бы такому своему статусу и такой религии: вряд ли он все это имел в виду, он был просто религиозным евреем со своими идеями, оказавшимися для его собратьев неприемлемыми.

Но, так или иначе, изначально еврейские идеи распространились в основной части цивилизованного мира в той форме, в какой их оказались в состоянии принять те народы. И теперь, немного утратив былую молодую пассионарность, многие представители Западной цивилизации признают, что их ценности являются «иудео-христианскими». А когда остынут представители другой ветви, выросшей из иудаизма (о чем на данный момент говорить явно преждевременно), то признают, что и ее ценности являются «иудео-мусульманскими».

Такая вот простая идея, которую дали миру древние евреи.

Ну а идея сопровождалась книгой. Которую весь мир называет Библией. А евреи — Торой.

Ее записал под диктовку Самого Б-га еврей Моше (Моисей) — спросите любого знающего христианина. К изначальному Пятикнижию были потом добавлены книги Пророков и Писания. Разумеется, все пророки были евреями, как и все авторы Писаний — тоже либо пророки, либо великие одухотворенные цари и лидеры народа: Давид, Шломо (Соломон), Мордехай. «Псалмы», «Песнь Песней», «Коэлет» («Экклезиаст») — как Вам наследие?

(Религия, отколовшаяся в свое время от иудаизма, называет эти книги «Ветхим Заветом», за которым, мол, явился «новый». Но, даже не вдаваясь в спор о его истинности, опять же, известно, какой национальности были люди, его написавшие).

Многие библейские истории (события, произошедшие с древним еврейским народом) стали классикой. Например, Исход из Египта стал моделью для многих национально-освободительных и революционных движений, а также стал основой сюжетов типа «Золушки», да и всех сюжетов, построенных по схеме «от страдания к радости».

Также древние евреи, будучи носителями полученной от Б-га Идеи и Книги, стали Его избранным народом — избранным для исполнения определенной функции — и «народом Книги», призвание которого — не просто ученость, но и нравственность, и не только самим быть такими, но и нести переданный им свет миру, просвещать тех, кто будет в этом заинтересован. Иными словами, они ввели понятие интеллигенции (пусть тогда это называлось по-другому): ведь именно такой представляется собственная роль этой прослойке в каждом народе. (А «народ», который она просвещает, отчасти уважает ее за ту самую ученость и нравственность, а отчасти раздражается тем, что она «много о себе возомнила», и винит во всех бедах. Как евреев). И, если почитать книги Пророков, их речи часто напоминает по духу высказывания представителей современной леволиберальной интеллигенции: обличение власти в грехах, особенно в коррупции и притеснении «маленьких людей», обличение богатых в том, что не заботятся о бедных. И бывало, что пророкам доставалось от властей, которых они «доставали» своей критикой.

Таким образом, даже те современные люди, которые оставили религию с ее «иудео-христианскими» ценностями, на деле продолжают жить «иудео-либеральными» ценностями. Как метко выразился один современный журналист, господствующая сегодня среди элиты либеральная идеология является, по сути, «христианством без Христа». А христианство мы уже упомянули, откуда вышло.

И не только либерализм, но и практически все современные «-измы», от левого коммунизма до правого национализма, так или иначе, являются отклонениями от изначального иудаизма (и придуманы в большинстве случаев евреями). Если хотите, можете почитать книгу Юрия Слезкина «Эра Меркурия. Евреи в современном мире», где автор, среди прочего, эффектно это демонстрирует.

Вот такое наследие оставили миру древние евреи, казалось бы, маленький народ, едва заметный на фоне «великих древних» — египтян, греков или римлян.

Причем, не просто оставили наследие, сами уйдя в историю, как те же древние египтяне и римляне, а сохранились вместе со своей Идеей и со своей Книгой, продолжающими их питать. И так дожили до сего дня, и продолжают существовать как современные евреи, и нести свою Идею дальше.

Скорее всего, всю эту информацию Вам включать в свою работу нет смысла, но отсюда можно что-то взять, а знать все это в любом случае не помешает.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.