Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Чтобы с радостью и охотой принимать уроки учителя, ученик должен знать о двух его качествах. Учитель мудрее его и лучше знает, что ему нужно, и изо всех сил печётся о его благе, и кроме блага ученика ему ничего не нужно»Рав Симха Зисл Зэев — Альтер из Кельма, Хохма у-Мусар, маамар 225
Трудно представить себе, чтобы лик Б-жий был со­крыт от людей во времена пророков

Где упоминается об Эстер в Торе? «И Я сокрою лицо мое» (Дварим, 31:18). Это означает, что в дни Эстер будет сокрыт лик Б-жий. Раши

Рав Шмуэль бар Иеуда сказал: Эстер передала муд­рецам: «Установите имя мое (то есть праздник в честь чуда, совершенного мною) на все времена». Они спро­сили: «Ты хочешь восстановить другие народы против нас?» Она ответила: «Нет, ведь имя мое уже занесено в хроники царствований Мидии и Персии».

Трудно представить себе, чтобы лик Б-жий был со­крыт от людей во времена пророков. Пророки непре­менно увидели бы Его и открыли людям. На то они и пророки. В наше время, когда так трудно разобраться в происходящем, многие спрашивают, как мы узнаем о пришествии Машиаха, кто скажет нам об этом? Очевидно, что если бы среди нас был пророк, он известил бы нас, и мы последовали бы за ним. Поэтому и возникает вопрос: как в эпоху пророков мог быть сокрыт лик Б-жий? Во времена вавилонского пленения, вплоть до по­следних лет изгнания, пророки еще существовали: Даниэль и Мордехай, Барух бен Нерия и Эзра, Хаггай и Захария, Малахи и многие другие. Так, через 52 года после разрушения Храма исполнилось одно из са­мых важных пророчеств: Кир, царь Персии, издал указ о восстановлении дома Б-жьего в Иерусалиме. Это бы­ло предсказано пророком Ишайя за 200 лет до того:

«Так сказал Б-г помазаннику Своему Корешу (Киру)… ради Яакова, Моего раба и Израиля, Моего избранно­го… он построит Мой город и отпустит Моих пленных» (Ишайя, 45).

Произошло это за два года до того, как Ахашверош стал царем, и за четыре года до начала первых собы­тий, описанных в книге Эстер. Для евреев, которым было хорошо знакомо пророчество Ишайи, гуманный жест Кира должен был стать добрым знаком для вос­становления Иерусалимского Храма, разрушенного до основания Навуходоносором. Им надо было бы считать особой милостью то, что им, а не Киру, дано это право — восстановить дом Б-жий. Ведь согласно пророчеству Ишайи, Б-жественная воля заключалась в том, чтобы не евреи, а Кир вновь построил Храм и вернул Б-жий народ в священную землю. Но Кир усту­пил эту привилегию самим евреям.

Услышанное пророчество

Кир, горько оплакивавший разрушение Храма, был избран Г-сподом для осуществления древнего проро­чества. Он призван был вернуть Б-жественное присут­ствие на ту священную гору, где Авраам возложил Ицхака на алтарь, где Яаков увидел лестницу, ведущую в небо, где Давид надеялся построить, а Шломо по­строил Б-жий Храм.

Праведный персидский царь издал указ, разрешавший евреям вернуться на родину. Но только 42 тысячи из них откликнулись на его призыв. 42 тысячи верну­лись, а миллионы остались в изгнании. Так происхо­дит всегда, когда Б-г скрывет свой лик от людей: смятение, страх и сомнения овладевают ими. Чего Б-г хочет от нас? Где и как мы должны исполнить Его ве­ления? И в чем состоит смысл Его велений? Таковы были «декорации», на фоне которых действующие лица Пурима разыграли свою историю. Еврейский народ был разбросан, подобно щепкам, и растерян. Несмотря на то, что в Вавилоне возродилось изучение Торы, некоторые наиболее выдающиеся представители народа сомневались, должны ли они сохранять вер­ность союзу с Б-гом, после того, как Он лишил их возможности жить на Его земле. Ведь женщина, ото­сланная из дома своего супруга, не должна более хранить верность брачному союзу, а выпущенный на свободу раб не подчиняется своему хозяину. В этом проявилось поразительное сомнение, сковавшее народ. Лицо Г-спода все больше скрывалось от людей, скры­валось за множеством завес. После того, как Кир пе­ревел свою столицу в город Шушан в земле Элам, ту­да же переехали Мордехай и Даниэль. Но они не мог­ли продолжать преподавание Торы в Эламе, как дела­ли это раньше в лучших академиях Вавилона. В Эламе, оплоте царской власти и источнике надежд еврейско­го народа, отсутствовал дух Торы. Еще одна завеса скрыла лик Б-жий.

Крушение надежд

При Кире работы по восстановлению Храма продолжа­лись, несмотря на набеги враждебных племен, живших вблизи Иерусалима. К сожалению, в последние месяцы царствования Кир изменил своему решению. Он запретил новым группам евреев переселиться в землю Изра-иля. Это препятствие вызвало смятение в среде тех, кто уже находился в Иерусалиме, и работы, начатые с такими надеждами, были временно приостановлены.

Царствование Кира длилось недолго. Прошло всего два года со дня обнародования приказа о восстанов­лении Храма, как царем обширной персидской империи стал Ахашверош. Новый царь не питал теплых чувств к евреям. Существует расхожее мнение, будто он был добродушным выпивохой, который находился всецело под влиянием Амана. Однако мудрецы говорят другое: к власти пришел крайне дурной человек, ненавидев­ший евреев даже больше, чем Аман. Его жена, цари­ца Вашти, внучка Навухаднецара, яростно возражала против слабых попыток восстановить Храм и настояла на том, чтобы Ахашверош положил конец священному делу, начатому Киром. В конце концов, из Иерусалима пришло злобное письмо, написанное врагами евреев, в котором говорилось, что строительство Храма — всего лишь камуфляж, под которым происходит деятельная подготовка к восстанию.

Ахашверош с удовольствием внял советам своей жены и донесениям своих наблюдателей — последовал запрет продолжать работы в Иерусалиме. Итак, пророчеству Ишайи, казалось, не суждено было совершиться. Лик Г-спода еще более скрылся от людей. Никогда еще ев­рейский народ не был так одинок и обездолен, как в те дни. Одинок, как жена, оторванная от мужа, и обездолен, как раб, лишенный хозяина.

Было еще одно пророчество, более ясное и более грозное, чем пророчество Ишайи. Оно стало источни­ком разногласий, если не отчаяния.

«Ибо так сказал Г-сподь: когда исполнится в Ва­вилоне 70 лет, тогда Я вспомню о вас и исполню для вас Свое доброе слово о возвращении вас». (Иеремия, 29:10)

«Я, Даниэль, вычислил по книгам число лет, о ко­тором было сказано слово Г-спода пророку Иеремии, что 70 лет исполнится над развалинами Иерусалима». (Даниэль, 9:12)

В чем воля Г-спода?

Был ли указ Кира исполнением пророчества? Если да, то как мог Ахашверош так просто отменить его? Говоря по другому, был ли милостивый жест Кира про­явлением воли Б-жьей, целью которой было дать ев­реям возможность показать свою любовь к Иерусалиму? Возможно, эта любовь оказалась недостаточной, и им было отказано даже в хрупкой надежде на спасение. Еще одна завеса скрыла лик Г-спода.

Что случается, когда лик Б-жий скрыт от нас? Мы перестаем видеть Его руку, творящую историю. Удачи и поражения еврейского народа зависели и зависят от союза с Б-гом и Его Торой. Слова Торы и пророков — это ряд обетов и предостережений. Когда евреи со­храняют верность заветам Создателя, они получают вознаграждение — как в этой жизни, так и после смерти. Когда же они становятся глухи к его слову, приходит неумолимое возмездие. Однако так бывает, когда нам открыт лик Г-спода и Его воля. Но когда Его лик скрыт, евреи моментально становятся жертвами капри­зов правителей, превратностей истории и природных катаклизмов. Улыбка Кира, казалось, значила больше, чем пророчество Иеремии, а нахмуренные брови Ахашвероша — больше, чем проклятия Моше.

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»