Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Цфат, Каббала, Александр Кац
Раби Моше бар Хаим Альшейх (Альшейх Акадош, или Альших; ок. 5267—5360 /ок.1507—1600/ гг.) — выдающийся законоучитель и комментатор Писания.
Родился в г. Эдирне (Адрианополе), ставшем частью Османской империи.
Учился в Эдирне у р. Йосефа Каро (см.), а затем — в ешиве г. Салоников. В ранней молодости совершил алию — «поднялся» в Землю Израиля и поселился в Цфате. Когда в 5298 /1538/ году была возобновлена передача смихи (раввинского посвящения), р. Альшейх получил посвящение от своего наставника, р. Йосефа Каро, который в 5296 /1536/ году так же поселился в Цфате. Был даяном в раввинском суде, возглавляемом р. Каро.
Р. Альшейх преподавал в двух цфатских ешивах. Наиболее выдающимся из его учеников был знаменитый кабалист р. Хаим Виталь (см.), которому он передал раввинское посвящение.
В субботние и праздничные дни р. Альшейх выступал в городской синагоге с толкованием недельной главы Торы. Все великие мудрецы Цфата приходили слушать его выступления — в том числе и его наставник р. Йосеф Каро, и глава кабалистов р. Ицхак Лурия (Аризаль; см.). Аризаль утверждал, что «все небесное воинство тоже слетается, чтобы внимать словам Торы из уст р. Альшейха» (р. М. Голдстейн, Масаот Йерушалаим).
Свои субботние выступления р. Альшейх готовил в пятницу, а всю остальную неделю он ночами углубленно изучал Талмуд, а день посвящал разбору сложных законодательных проблем. Его псаки (законодательные решения) пользовались высочайшим авторитетом; из многих общин стран Востока обращались к нему за решением спорных вопросов. Около ста сорока его респонсов объединены в сборник Тшувотр. Моше Альшейх (Ответы р. Моше Альшейха; книга издана в Венеции в 5365 /1605/ г.).
Его толкования недельных глав Торы собраны в книгу Торат Моше (Тора Моше). Комментарии р. Альшейха исключительно глубоки, они насыщены агадическими преданиями, почерпнутыми из Талмуда и мидрашей. И хотя великий знаток кабалы Аризаль отказался обучать р. Альшейха тайным знаниям, пояснив, что его душа послана в этот мир лишь для глубочайшего постижения «открытой Торы», — тем не менее, комментарии р. Альшейха насквозь пропитаны ароматами кабалы. Причастность р. Альшейха к миру кабалы выразилась и в том, что его любимый ученик р. Хаим Виталь стал затем наиболее близким учеником Аризаля, унаследовавшим его тайные знания.
Книга Торат Моше была впервые полностью издана в венецианской типографии в 5361 /1601/ году — через год после смерти автора. В последующих поколениях первоначальное название этой книги практически вышло из употребления — ее стали называть просто по имени автора: Альшейх Акадош (Святой Альшейх).
Р. Альшейх был первым из четырех мудрецов, которые на века удостоились подобного звания: Акадош (святой). Этот почетный титул традиционно добавляется также к именам великих кабалистов Земли Израиля — р. Ицхака Лурии (Ари Акадош; см.), р. Йешаи Гурвица (Шла Акадош; см.) и р. Хаима Ибн Атара (Ор ахаимАкадош; см.).
В 5347 /1587/ году, в возрасте восьмидесяти лет, спасаясь от разразившейся в Цфате эпидемии, р. Моше Альшейх переехал в г. Дамаск. Начиная с 5350 /1590/ года, он в течение трех лет путешествовал по общинам Сирии, Турции и Персии, собирая пожертвования для евреев Цфата.
Помимо толкований на Пятикнижие, р. Моше Альшейх составил комментарии на все книги пророков (кроме Йехезкеля), а также на Теилим (Псалмы), Мишлей (Притчи Шломо), Шир аширим (Песнь Песней), на книги Даниэля, Йова и Рут. В 5352 /1592/ году во время пребывания в Стамбуле он впервые опубликовал несколько своих сочинений в еврейской типографии семьи Мендес. Большую часть рукописей он направил для издания в Венецию, где еще при его жизни появились комментарии на Шир аширим (в 5351 /1591/ г.) и на Мишлей (в 5352 /1592/ г.).
Р. Моше Альшейх скончался тринадцатого нисана 5360 /1600/ года, в возрасте девяноста трех лет. Похоронен на древнем кладбище Цфата.
Печатание всех его сочинений было завершено в Венеции в 5365 /1605/ году.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»