Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Чувствую себя неловко, когда общаюсь с людьми с более низким материальным уровнем...

Темы: Успех, Зависть, Десятина, Заработок, Меир Мучник

Отложить Отложено

Здравствуйте, прочитала ответ рава Меира Мучника по поводу успешных людей, и у меня возник вопрос. Мы с мужем приехали в Израиль детьми и начинали с нуля. На сегодняшний день у нас, слава Б-гу, хорошее положение. Средний уровень по израильским понятиям. У нас в районе много людей с более низким уровнем. Это приятные люди, наши дети вместе учатся. Но я заметила, что бывают моменты, когда мне стыдно с ними говорить. У нас своя квартира в новом доме, мы ездим за границу, а для многих это недосягаемая роскошь. И, к тому же, я не люблю выделяться. В моей семье меня воспитывали быть скромной и всего добиваться самостоятельно. По этой причине я не рассказываю про поездки, не выставляю фотографии в соц. сетях. Но место моего жительства известно. Как правильно себя вести? Я чувствую себя неловко, когда общаюсь с людьми с более низким материальным уровнем. Заранее спасибо. N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Похоже, Ваша интуиция Вас не подводит, т.к. Вы уже идете по правильному пути. Действительно, нет смысла рассказывать о прелестях своей жизни тем, кому подобное недоступно. Ничего, кроме зависти, это не принесет. Некоторым людям так хочется покрасоваться, что они не могут сдержаться, но более мудрые, такие, как Вы, понимают, что в этом больше вреда, чем пользы. Кто выделяется, тот часто становится громоотводом.

Но в то же время стыдиться тут тоже нечего. Стыдно должно быть только за неправильные поступки, а Вы ничего плохого не сделали. Если Вы честно заработали деньги, то они Ваши, Вам их дал Б-г, вместе с полным правом потратить их на себя.

Единственное — что Тора предписывает отделять десятину от наших доходов и жертвовать их на благотворительность. Так человек исполняет обязанность помогать другим в соответствии со своими возможностями, а больше к нему претензий быть не может.

Кстати, даже когда Вы тратите деньги на себя и наслаждаетесь прелестями жизни, Вы можете одновременно служить Б-гу и строить с Ним близкие отношения. Например, когда мы едим вкусные блюда, дома или в ресторане, можно произнести с полным осознанием и сосредоточенностью благословение до и после еды и так поблагодарить Б-га за то, что Он создал такую изысканную пищу, выразить свое восхищение. Или, если едем куда-то в горы или на море, можем восхищаться природными красотами — и величием Б-га, Который их создал. Или даже если приезжаем в города с красивой архитектурой или небоскребами — восхищаться тем же Б-гом, Который дал человеку такие гениальные идеи и умение их воплотить.

Наконец, может быть, все-таки призадумаемся на минутку, почему Вы естественным образом испытываете стыд и неловкость, когда общаетесь с менее обеспеченными людьми. Вы же знаете, что ничего плохого не сделали.

Возможно, потому, что у чувства стыда и неловкости на самом деле более широкое определение. А именно: это ощущение, что ты не можешь быть полностью открытым и искренним с человеком, поскольку некоторые вещи в тебе каким-то образом не стыкуются с ним и могут вызвать негативную реакцию. Несоответствие того, что он (как тебе кажется) от тебя ожидает как от «нормального» человека, и того, что ты есть на самом деле. Или что-то в тебе неправильно, и он, если узнает (или если ему лишний раз напомнят), осудит. Или нет ничего неправильного, но что-то может вызвать насмешки. Или — зависть.

Другими словами — нестыковка между людьми, отчуждение. Человек стремится к единству с другими, он нуждается в обществе, в людях, которые разделят его радости и печали. Но если они слишком разные, то для стыковки ему приходится как-то скрывать ту часть себя, которая может вызвать отторжение. Или, если о ней уже известно, постоянно заботиться о том, чтобы она не слишком выделялась и не мешала единству. Он не может позволить себе расслабиться и просто быть собой, говорить и делать все искренне. Это и есть стыд и неловкость.

Полностью расслабиться и всегда быть искренним со всеми в этой неидеальной жизни все равно невозможно. Но в определенной мере человек все-таки нуждается в обществе и в друзьях. Выставлять фотографии в соц. сетях всему миру напоказ действительно нет смысла (и лично я не понимаю, зачем люди это делают). Но в то же время, побывав в красивом месте, конечно, хочется поделиться впечатлениями с теми, кто оценит красоту и порадуется за Вас. И если недостает таких людей, то можно ощутить одиночество, отчуждение от общества, а это нездоровая ситуация.

Поэтому все-таки важно, чтобы были люди, с которыми Вы можете быть полностью откровенными и делиться всеми своими радостями и печалями. Где их можно найти? Одно из двух. Либо — все-таки находить людей в своем окружении, которые, несмотря на различия, принимают вас такими, какие вы есть, которым все уже известно и которых нечего больше опасаться. Такое бывает. В любом случае, все люди разные и в той или иной мере им приходится принимать и переваривать друг друга, несмотря на различия.

Либо — находить новых друзей. Это непросто, но возможно, особенно в современном мире, где можно устанавливать контакты не только путем непосредственного общения с соседями на своей улице.

Вообще-то, люди часто предпочитают селиться среди себе подобных не только потому, что приятнее жить в благополучных районах, но и потому, что среди людей своего круга легче находить друзей, по описанным выше причинам. Но переезд — дело очень серьезное и мучительное, тут влияет множество факторов, поэтому не могу брать на себя ответственность рекомендовать Вам этот путь. Но можно, и оставаясь на своем месте, расширять горизонты и налаживать новые связи, находить людей, близких вам с мужем по уровню и по духу, и способы делить с ними радости и печали.

В чем и желаю Вам успехов.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его