Темы: Песах, Хамец, Рав Яков Шуб, Битуль хамец
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСлучилось что-то ужасное. Вчера мы нашли на шкафу коробку печенья, которую еще до Песаха спрятали, чтобы сделать сюрприз детям, и забыли про нее. Получается, что коробка простояла там весь Песах. Что нам теперь делать?
Большое спасибо, что обратились к нам. Прежде, чем ответить непосредственно на Ваш вопрос, давайте рассмотрим некоторые базовые понятия запрета квасного (хамец).
Запрет квасного в Песах — максимально суровый. Запрещено не только есть, но и использовать его любым другим способом. Кроме того, Тора обязала нас уничтожить хамец, находящийся в нашем владении, — так, чтобы его вообще не было видно в доме.
Поэтому перед Песахом мы обязаны произвести «отмену», «аннулирование» квасного — битуль хамец. Что это такое? Аннулирование — это бесповоротное решение о полном отказе от квасного, приравнивающее его к обычной пыли. Тот, кто принимает такое решение, заявляет, что отныне в его владении вообще нет квасного, а если оно случайно и осталось, то представляет собой просто пыль, не приносящую никакой пользы.
Как было сказано, человек, мысленно «отменивший» весь принадлежащий ему хамец и приравнявший его к пыли, которая никому не принадлежит, считается выполнившим повеление об уничтожении хамеца. И с этого момента он не нарушает запреты «да не будет видно» («и да не будет видно у тебя квасного…» Шмот 13, 7) и «да не находится» («Семь дней закваска не должна находиться в домах ваших…» Шмот 12, 19) — даже если хамец все-таки физически находится в его доме.
Однако, кроме аннулирования квасного, мудрецы установили проверку — бдикат хамец, — чтобы убедиться в том, что в доме действительно не осталось квасного.
На то существуют две причины. Первая: что аннулирование хамеца, сознательный отказ от него производится мысленно, а не физически. Оно должно носить абсолютный характер, характер абсолютного отказа. Однако разные люди мыслят по-разному и можно предположить, что некоторые из них отнесутся к мысленному аннулированию без достаточной серьезности или их отказ от хамеца не будет абсолютным. Поэтому мудрецы и постановили, что мысленное аннулирование не будет признаваться действенным до тех пор, пока хамец не устранен физически.
Другая причина: в течение всего года мы непрерывно пользуемся квасным и привыкаем к нему; в силу привычки мы можем забыть о запрете и воспользоваться «отмененным» квасным, если физически оно будет находиться в дни Песаха в нашем доме. Поэтому мы обязаны тщательнейшим образом искать хамец во всех своих владениях и ликвидировать его физически до момента, когда его запрещено будет есть.
Поэтому тот, кто выполнил повеление Торы об «отмене» квасного и постановление мудрецов о бдикат хамец, не считается нарушителем Закона, даже если случайно в его владении остался хамец, о котором он забыл.
Однако, несмотря на это, пользоваться таким квасным запрещено. Мудрецы опасались, что человек захочет оставить такой хамец в своем владении и после Песаха и будет утверждать, что аннулировал его (Мишна Брура 448:25).
Но если Вы до Песаха совершили продажу хамеца у раввина, то дело обстоит иначе. Стандартный договор о продаже включает в себя пункт о том, что продается ВЕСЬ хамец, находящейся во владении человека, даже если хозяин забыл о нем. Получается, что и Ваше печенье было продано нееврею. Соответственно, после Песаха его разрешено есть.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Хаим Суницкий
Рав Гедалия Спинадель
Рабан Гамлиэль говорил: Кто не сказал (не объяснил) в Песах три слова (вещи): ПЕСАХ, МАЦА И МАРОР, פסח מצה ומרור — не выполнил свою обязанность…
Ципора Харитан,
из цикла «Женщина в еврейском доме»
Неизвестный автор
Почему сначала едят мацу, символ свободы, и лишь затем марор — символ рабства?
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Барух Фельдман
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его