Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Прихожу к выводу, что никто не рад видеть тебя сильным и успешным...

Темы: Богатство, Успех, Зависть, Скромность, Дурной глаз, Тора и бизнес, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Доброе утро, уважаемые раввины!

Я молодой предприниматель. Занимаюсь бизнесом в самое плохое время для этого в России. Именно в это время я и начал бизнес. Слава Б-гу, работаем хоть и не сильно много, но зарабатываем, у нас уже более 20 человек работает в разных городах. Начали с нуля. Спасибо за все Б-гу.

Я знаю, что такое, когда у тебя нет денег. Когда ты себя ограничиваешь в еде, одежде, когда ты иногда голодаешь и ходишь в дырявой обуви. Много лет я так жил. Много чего мне пришлось увидеть. Сейчас, вчера еще бедный парень, начал зарабатывать какие-никакие деньги и очень этому рад. Но что делать: а рады ли этому окружающие?

Я вижу, как тихо мне завидуют друзья, близкие, сотрудники. Я прихожу к выводу, что никто не рад видеть тебя сильным и успешным. Людям приятнее слышать о твоих проблемах и бедах, потому что у многих их масса и радостные события иногда диссонируют. Каждый думает, что больше заслуживает хорошее, чем другой. Мне это все не нравится, и внутри я стараюсь видеть себя таким же, как те, кто зарабатывает меньше или больше. Я понимаю, что жизнь колесо, все быстро меняется. Но что делать с завистью? С тем, что ты ее видишь и, даже когда не видишь, — там тоже она есть. Вы скажете — самому не завидовать и радоваться за других? Я всячески стараюсь. А как тогда живется мега-богатым людям? Им завидуют миллионы. Они носят какие-то суперкрутые амулеты или молятся с утра до вечера, чтобы сохранить нажитое? Если Вы скажете, что богатство измеряется не только деньгами, то я про тех богатых, что по общественным оценкам являются успешными и примерами для молодого поколения в достижении целей и служении обществу.

Чтобы было меньше сумбура, подытожу: как избежать зависти от окружения, от самых близких — как эту энергию, что идет к тебе из-за твоего успеха, направить себе же на пользу, а может, и людям; как сохранить скромность и не возвысить себя над другими людьми, кто зарабатывает меньше и менее одарен талантами, чем ты? Как при этом сохранить свой статус, чтобы не сильно возвеличивать себя и не сильно принижать свои заслуги? Очень надеюсь на Ваш развернутый ответ! Иногда, к сожалению, на сайте отвечают ради галочки. Ваш ответ важен для меня. Дэни

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Дэни!

Вы совершенно правы: люди на самом деле не рады видеть других сильными и успешными. Свидетельств этому очень много и в Торе, и в окружающей нас жизни.

И в Торе каждый раз такое свидетельство сопровождается четким советом, как избегать людской зависти: не афишировать свое богатство, а то и вовсе скрывать его.

Так, когда во всей округе свирепствовал голод, наш праотец Яаков сказал сыновьям: «Зачем вы себя показываете?» (Берешит 42:1) Раши приводит несколько толкований этих слов, и одно из них такое: несмотря на всеобщий голод, у семьи Яакова на тот момент еще оставалось достаточно еды. И он сказал сыновьям: зачем вы показываете себя сытыми перед окружающими вас голодными людьми? Они будут завидовать, а это опасно.

На более позднем этапе истории евреи странствовали по пустыне на пути к Земле Израиля. Приблизившись к стране Эдом, в которой жили потомки Эйсава, брата Яакова и предка христианской цивилизации, евреи получили от Б-га предписание: пну лахэм цафона — «Поворачивайте на север» (Дварим 2:3). Один из комментаторов Торы, автор «Кли Йакар», приводит толкование мудрецов: ацпину ацмэхем — «Спрячьтесь», «скройтесь». (Слово цафон — «север» связано со словом цафун — «скрытый», ибо на севере солнце скрыто от наших глаз). То есть: спрячьте свое богатство, не показывайте его другим — особенно потомкам Эйсава, который считает, что наш праотец Яаков «украл» его благословение.

Но впадать в противоположную крайность тоже не следует, что ясно из продолжения того же предписания: «Еду покупайте у них за деньги и ешьте, и воду черпайте у них за деньги и пейте. Ибо Г-сподь Б-г твой благословил все твои начинания…» (там же 2:6-7). Раши объясняет: поскольку Б-г вас благословил богатством, не отрицайте Его милости и не показывайте себя бедными. То есть: если будете показывать себя бедняками, у которых нет денег на покупку еды и питья, то создадите впечатление, что Б-г плохо о вас позаботился и плохо наградил за служение. А это уже будет осквернением Имени Б-га.

Итак, не надо притворяться беднее других, но и свое богатство лучше не показывать. Пусть создастся впечатление, что человек «нормальный», «как все», это самый безопасный вариант.

Есть люди, которые считают, что это особенно важно в России, где в свое время имела успех идея коммунизма в том числе и потому, что русский народ по своей природе общинный и плохо переносит неравенство и выделение отдельного человека, даже если оно является результатом честного труда. Согласно наблюдению некоторых историков, если на Западе для людей главное — закон, то в России — справедливость. Если ты по закону заработал больше других, то на Западе к тебе нет претензий, а в России — есть, все равно несправедливо, что кто-то богаче других. Поэтому так ненавидят олигархов.

Но и на Западе в этом плане легче лишь относительно. В теории, это и есть «американская мечта»: человек без денег и связей своим собственным трудом сколачивает состояние. Но на практике, конечно, не каждому это дается, и богатым часто завидуют остальные, чувствуя, что в их случае «американская мечта» не стала реальностью. Особенно в последнее время, после большого кризиса, вновь стали модными левые настроения, обвинения банкиров Уолл-стрита в жадности, причем не только у простонародья, но и у интеллигенции. Звездой стала выступающая с такими обвинениями сенатор Элизабет Уоррен из Массачусетса, оплота либеральной интеллигенции, и неожиданно успешным кандидатом в президенты стал называющий себя социалистом Берни Сандерс, которого только с большим трудом одолела Хиллари Клинтон. Митт Ромни, кандидат от республиканцев на предыдущих выборах, с удивлением и досадой констатировал тот факт, что его успешный бизнес и богатство вдруг оказались НЕДОСТАТКОМ в глазах избирателей. И вместо того, чтобы испытывать законную гордость, ему приходится оправдываться и доказывать, что он, тем не менее, заботится о народе. (Причем доказать он это так и не смог, и проиграл выборы).

Как живется мега-богатым — или мега-успешным? Правильно, им завидуют миллионы. Очень тяжело им живется. Известно же, что богатые тоже плачут. Во многих отношениях их жизнь не легче, чем у других, а тяжелее. Так, бедным могут посочувствовать и как-то помочь. Но богатым никто не сочувствует! В чем проблема, у них есть деньги, они все могут купить! На самом деле, конечно, не все можно купить за деньги. Здоровье — можно, но не всегда, семейное счастье — тем более, как и удовлетворение достигнутым. А также, конечно, все ожидают от богатых помощи и пожертвований, они должны всему миру! Им никто не обязан сочувствовать и помогать, а они должны всем! Их без конца одолевают просьбами о помощи, а кому они откажут (или даже дадут, но меньше ожидаемого), сразу думает: скупцы, у самих сколько денег, не могли дать хоть немного другим, которые так отчаянно нуждаются! Хотя на самом деле даже самый богатый человек не сможет избавить от нужды всех остальных, слишком много тут нужно денег, и только Б-г может всех обеспечить.

Это относится не обязательно именно к мега-богатым людям, а к мега-успешным вообще. Например, если ты успешный писатель, начинающие авторы будут приносить тебе огромное количество рукописей в надежде, что ты их оценишь и поможешь им. Или, если ты успешный музыкант, к тебе многие будут пытаться попасть на прослушивание, матери будут пытаться протолкнуть своих драгоценных «юных дарований». Но у одного человека просто нет времени и сил все читать и слушать, тем более, всем помогать. (Деньги еще можно дать, выписать чек за пару секунд, а рукописи-то надо читать). Делать нечего, приходится отказывать — и выслушивать в свой адрес обвинения, что ты гонишься лишь за собственной славой, а на других тебе наплевать. А даже если и прочитаешь, и прослушаешь, может оказаться, что перед тобой вовсе не гений, и — как бы ему ответить поделикатнее, чтобы не слишком ранить…

А если ты при этом знаменитость, то тебя также осаждают журналисты. Причем, взяв интервью, все потом перевирают. Им часто требуется «жареное», скандальное, это способствует продажам, и они легко пожертвуют ради этого твоей репутацией. Преследуют тебя, пытаются поймать в кадр каждый твой шаг, подслушать каждое слово, попробуй что-то не так скажи или на кого-то не так посмотри — весь мир будет судачить!

Так что жизнь у таких людей на самом деле очень трудная. И заканчивается часто трагически. Очень много «звезд» и подобных им знаменитых людей умерли молодыми, часто из-за наркотиков — а на них подсаживались не от хорошей жизни.

Но как раз в еврейском религиозном мире богатые явно более удовлетворены жизнью и более успешно вписываются в общество, подобных трагических историй о них не слышно. Лично мне довелось немного соприкоснуться с такими людьми в еврейской общине Англии, где учился несколько лет. Там я обрел целый ряд хороших и умных друзей, а потом, увидев их дома, понял, что родители у них богатые. Но изначально по их поведению это невозможно было определить, и я с ними подружился чисто «по любви», а не «по расчету». Они приветливы, старательны в учебе, помогают другим и никак не выделяются на общем фоне — только положительным характером. А у некоторых и по дому невозможно было определить, что они богаты, только постепенно, по косвенным признакам и по слухам. Их дома не были бедными, но и никак не выделялись на фоне других домов, и их поведение тоже.

С помощью каких «амулетов» им это удалось? Как говорят мудрецы, «вопрос мудрого — половина ответа». Вы верно сформулировали основные направления, которых следует придерживаться: с одной стороны, сохранять скромность и не возвышать себя над менее успешными, но при том сохранять свой статус и не слишком сильно принижать свои заслуги. Как достичь такого баланса?

Есть у нас один «секрет», называется «Тора». Она и воспитанный ею менталитет способствуют нахождению правильного баланса.

Как следует из приведенных выше цитат, Тора вовсе не осуждает богатство и успех. Б-г дает их людям не просто так, и Его дары можно и нужно принимать. Только при этом осознавать, что это именно Его дары. Человек не выдерживает испытания богатством или успехом, когда думает, что создал все своими собственными усилиями, и все это — его заслуга. Вот какой он великий и успешный! От этого Тора предостерегает прямым текстом (Дварим 8:10-18). Если же человек осознает, что все от Б-га, то будет относиться к богатству как к драгоценному дару, за который нужно благодарить Б-га.

Значит ли это, что надо полностью отрицать свои заслуги? Нет, не значит. Б-г не случайно создал человека с амбициями и заложил в него склонность к труду, преодолению препятствий и покорению вершин. Ибо, как сказано, Он хочет дать человеку благо. А поскольку высшее благо — это Сам Б-г, то лучшее, что может быть дано человеку, — это ощутить, так сказать, свое «тождество» с Ним. Б-г — Созидатель и Благодетель. И человек должен быть созидателем и благодетелем. Это дает высшее удовлетворение: чувство достижения, полноценности — и радости за других, которым благодаря тебе стало хорошо. Поэтому в человека вложено стремление строить, создавать блага — а затем одарять ими других.

Но при этом возникает опасность возомнить самого себя «богом», возгордиться и ощутить, что «мне все можно». Как же человеку, с одной стороны, уподобляться Б-гу, но с другой, — помнить, что он не «бог»?

Возможен такой вариант: ощутить себя представителем Б-га, Его посланником. Представитель наделен многими полномочиями, большой силой. Но не просто так, а ради того, чтобы исполнить миссию, с которой его послали, волю того, кого он представляет. В то же время физически его никто не принуждает, и он мог бы поддаться соблазну злоупотребить силой, использовать ее не по назначению. То есть у него не только сила и полномочия, но и ответственность за правильное их использование.

Если справится с честью — это воистину его заслуга: он сделал правильный выбор, использовал силу для того, чтобы что-то построить и кого-то облагодетельствовать. Доблестно выполнил свою миссию. Но в то же время зазнаваться ему нет смысла: эта сила была у него только потому, что он получил ее от того, кто его послал. И пославший мог бы в любой момент лишить посланника силы.

Иными словами, человек, наделенный силой, должен чувствовать себя как военачальник: он командовал армией и добился победы, но при этом он подотчетен правителю, который его назначил и может в любой момент сместить. Ведь тогда уже никто его приказам подчиняться не будет, и никакой победы он не добьется. Победоносный генерал вполне может почувствовать: «Командовать парадом буду я!» — но при том кто-то из вышестоящих будет этот парад принимать. Генерал будет бросать знамена поверженного врага под ноги кому-то другому.

Так должен себя чувствовать человек, наделенный любого рода силами и способностями от Б-га. Его миссия — использовать силу для исполнения Воли Б-га: созидать, а затем облагодетельствовать других. Умный человек должен сначала сам развить ум, накопить знания и мудрость, а потом преподавать или советовать другим. Если он склонен к исследованию, то сам должен стать ученым, а потом использовать знания для изобретений, которые могут помочь человеку. Если у него музыкальные способности, он должен сначала их развить и стать музыкантом или певцом, а потом создавать или исполнять музыку для вдохновения других. Если у него лидерские и организаторские способности, то он должен сначала добиться лидерской позиции — начальника, президента — а потом использовать свою власть во благо людям. И так далее.

Деньги — это тоже великая сила. Они не «грязные» и не «чистые». Они — сила, которую можно использовать во благо или во зло и таким образом окрасить в черный или белый цвет. Как ядерную энергию можно использовать для разрушения всего живого или в мирных целях. А деньгами можно оплатить ее использование — опять же в мирных или противоположных целях.

Но здесь существуют те же два этапа: сначала, обладая способностями к бизнесу или другой деятельности, приносящей высокий доход, заработать деньги, а затем — использовать их во благо.

Какие чувства следует испытывать на каждом этапе?

На первом этапе можно радоваться успеху и гордиться им, но при том помнить: хотя силы твои, дал их тебе Б-г. Так и сказано в Торе (Дварим 8:18): «…помни Господа, Б-га твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство». Ты заработал его своими силами, но сами силы тебе дал Б-г. И конкретные силы и способности, и просто удачу. В чем легко убедиться, посмотрев вокруг: не все, кто занимается бизнесом, одинаково преуспевают. Хотя очень многое зависит от «естественных» факторов — способностей, экономического климата и т.п., все-таки нужна и удача, и все эти факторы определяются Б-гом.

Но более того: является ли зарабатывание денег самоцелью? Нет, деньги — это всегда средство. Можно, конечно, истратить на себя, и в разумных пределах ничего зазорного в этом нет. Но, будучи великой силой, деньги могут — и должны — быть также использованы на благо другим. Здесь Тора устанавливает четкие рамки: каждый человек должен отделять от своих доходов десятину и жертвовать ее на достойные цели.

И в этом плане первый этап — зарабатывание денег — подобен скорее обретению профессии и должности. Обретению пытливым человеком звания ученого. Получению военным чина генерала, назначения на должность командующего. Победе политика на выборах и вступлению в должность президента, обретению власти. С одной стороны, почетное звание, почетная должность. «Дослужился». Завоевал доверие. Этим можно гордиться.

Но, с другой стороны, понятно, что главное — это не столько сама должность, сколько твои действия на этой должности. Ответственность. Оправдаешь ли доверие? Если генерал после назначения проиграл все сражения, то уже мало чести, что дослужился до чина генерала, и входит он в историю как неудачник. А если злоупотребил полномочиями, то еще и военный преступник. И президент, если не привел страну к успеху, тем более, если злоупотребил властью, — уже неважно, что так красиво победил на выборах. И входит в историю как неуспешный президент.

Вот и с деньгами так: можно гордиться тем, что сумел заработать деньги, но главное — как потом ими распоряжаешься. Если во благо другим — субсидируешь медицину, занимаешься благотворительностью и т.п. — то заслуживаешь не только награду от Б-га, но и любовь и уважение людей.

И тогда они не будут так завидовать. Не завидуют же люди великому ученому-изобретателю или победоносному генералу, или президенту, добившемуся благ для своей страны. Понимают, что это заслуженные люди, что добились всего своей деятельностью — даже если сама деятельность стала возможной только благодаря особым способностям, которыми их наделил Б-г. На данном этапе об этом уже не думают и не завидуют — скорее, восхищаются и мечтают сами быть такими.

Как самому относиться к другим людям, не столь успешным?

Во-первых, успех бывает разным. Один человек разбогател, занимаясь бизнесом, зато другой стал великим музыкантом, третий — ученым, четвертый — врачом. Каждый из этих людей играет важную роль в обществе, свою партию в общем оркестре, и потому каждый достоин уважительного отношения со стороны других. Богатому бизнесмену нет никакого смысла смотреть свысока на менее богатого врача, а врачу — на писателя. Ведь кто будет лечить богача, если тот заболеет?

И в этом плане даже менее талантливые и успешные люди достойны того же уважения, если они играют какую-то роль в обществе и без них невозможно было бы обойтись. Богачу нет смысла смотреть свысока на повара или даже на уборщика: без первого он даже за большие деньги не получит изысканного блюда, а без последнего его роскошный особняк или офис станет грязным и будет вызывать отвращение. И на водителя автобуса тоже: сам-то он доберется до своего офиса на машине, но как доберутся все его работники, без которых не сможет зарабатывать свои деньги?

Наконец, даже если трудно отрицать, что другие люди менее талантливы и успешны, относиться к ним следует так, как относится хороший генерал к тем, за кого он воюет. Или хороший президент к гражданам своей страны. Как к людям, перед которыми он несет ответственность и о которых заботится. Они не наделены теми же способностями — ну, и ответственности у них меньше, как у детей. А я несу за них ответственность, и должен, по мере возможностей, о них заботиться.

А если они завидуют самому моему богатству — ну, это как дети, которые завидуют большому дяде, что у него такая крутая машина, на которой он может ездить, куда захочет, а вот у них такой нет. Они просто не понимают, что большой дядя несет на себе большую ответственность, и машина для него не роскошь, а средство передвижения, необходимое для исполнения обязанностей. Это как завидовать президенту, что у него свой самолет и он летает по всему миру — для него это не развлечение, а бремя. Так что к таким завистникам следует относиться снисходительно.

Главное — думать о себе не столько как об успешном человеке, сколько как об ответственном члене общества, и стремиться внести свой вклад. Это секрет, благодаря которому богатые религиозные евреи сохраняют скромность и единство с остальной общиной. Они ощущают себя ответственными членами общины и относятся к богатству как к данной Б-гом возможности заботиться о своих менее богатых собратьях и обеспечивать различные нужды общины.

Так, в нашем обществе придается большое значение изучению Торы. Те, кто изучает ее на постоянной основе, — это наш эквивалент интеллигенции, и к ним относятся с соответствующим уважением. Нашему народу нужна мудрость Торы, благодаря которой мы сохранились в течение всех веков изгнания. Но само по себе изучение Торы — дело не прибыльное, и занимающимся им интеллигентам постоянно нужна финансовая поддержка. Ее часто и обеспечивают те, кого Б-г благословил процветанием, играя, таким образом, роль меценатов. Для них это не обуза и не подачка «неудачникам», а честь, исполнение священной обязанности поддерживать наш «эквивалент науки». Так каждый вносит свой ценный вклад в дело общины, и каждый с уважением относится к другим ее членам. (Хотя полностью отделаться от зависти, наверное, невозможно, ибо полного идеала в жизни нет, мы люди, а не ангелы).

Желаю и Вам успехов в той деятельности, способностями к которой Б-г Вас наделил, несмотря на трудное время. А также успешного исполнения всех связанных с этим обязанностей — и здоровых отношений с обществом.

Надеюсь, что достаточно развернуто ответил, и, если у Вас остались вопросы, не сомневайтесь задавать.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его