Темы: Красота, Пятикнижие, Мирьям, Моше, Значение слов в Торе, Рав Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПочему Мариам обозвала жену Моисея эфиоплянкой, ведь она дочь мадиамского священника? Натан
Шалом, уважаемый Натан!
Спасибо за Ваш вопрос.
На него, как часто бывает в многогранных комментариях к Писаниям, существует несколько ответов.
1. Хотя Мирьям говорит об отношениях Моше и Ципоры, она упоминает другую — прежнюю жену Моше, которую ему дали во время его пребывания в Эфиопском царстве. По некоторым преданиям, его поставили там царем на некоторое время и дали ему в жены эфиопку, с которой он, правда, никогда не жил вместе.
2. Здесь имеется в виду все-таки сама Ципора. Тора в данном случае говорит иносказательно — подчеркивая ее необычайную красоту, которая очевидна для всех так же, как очевидна для всех чернота кожи эфиопки. Интересно, что мидраш Сифри приводит по этому поводу любопытное замечание: числовые значения слов «эфиопка» и «красавица» равны. Мидраш Танхума добавляет, что так могли поступать, чтобы избежать сглаза: «Подобно тому, как отец называет своего красавца-сына эфиопом, опасаясь дурного глаза».
3. Существуют и другие объяснения, основывающиеся на недоступных нам тайнах Торы. Одно из них, если упростим, звучит так: свет, который не может быть воспринят глазами человека, представляется ему, наоборот, тьмой. То же — и с недоступной глупцу мудростью. Скорее всего, в таком случае здесь содержится намек на красоту супруги, якобы недооцененную Моше (или на ее праведность, тогда эти понятия в Писании были связаны).
4. Талмуд (Моэд Катан 16 б) объясняет, что Ципору назвали эфиопкой, подчеркивая ее праведность, которой она отличалась от остальных, как эфиопка (их можно было очень редко встретить в тех краях в то время) — цветом своей кожи.
С уважением, Овадья Климовский
Мирьям Климовская
Потехе — час?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Эстер Оффенгенден,
из цикла «Женщины в ТаНаХе»
Рав Овадья Климовский
Это уже другой колодец?
Рав Реувен Куклин
Когда и почему появились названия книг Письменной Торы?
Рав Натан Агрес
Рав Ашер Кушнир
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Овадья Климовский
Народ подвёл своих лидеров?
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его