Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
На Святой земле куда ни копнешь - обязательно исторический памятник. Что делать с нашей историей, ее артефактами, государство до конца не знает, так как денег на музеи, охранников и хранителей нет, особенно на места вдалеке от туристических маршрутов. Поэтому - вдумайтесь! - большинство раскопок с успехом закапываются обратно в землю, чтобы пираты от искусства их не грабили. И все равно, увы, и грабят и уничтожают... Но синагога, точнее, ее удивительная мозаика на полу в Маоз Хаим - исключение.
Маоз Хаим - это небольшой кибуц в Иорданской долине, в так называемой "долине родников", между Бейт Шеаном и Иорданией, на 71 шоссе. Долиной родников это место называется не зря, ведь при страшнючей жаре и полной сухоте - яблоко за пару часов скукоживается - здесь из земли бьет родниковая вода, через полости в земле спускающаяся с гор Самарии.
Вода и усилия кибуцников превращают эту заброшенную полторы тысячи лет землю в Райский сад
Но безмятежность этого райского уголка обманчива - он обнесен со всех сторон строжевыми вышками - от набегов иорданцев, как и все населенные пункты в Иорданской долине
Мы позвонили по телефону 050 739 0514 бывшему учителю истории, совершенно далекому от религии еврею по имени Ифтах Офек, и за небольшие деньги он открыл для нас барак-музей,
Мне, любителю еврейских фамилий, сразу стало интересно, как этот польский еврей оказался Офеком?
Ифтах рассказывает:
- Вообще-то моя фамилия была Аппель, что в переводе с идиша - яблоко. Но после образования государства Израиль правительство решило что надо избавляться от всех пережитков галута, и поэтому все израильтяне, кто официально выезжают в другие страны, должны иметь ивритскую фамилию, а не идишскую, как у меня. В 1963 году я был во Франции, и мне насильно поменяли фамилию.
Выходим за колючую проволоку ограждения кибуца, и Ифтах открывает барак, построенный над раскопками синагоги, и начинает импровизированную экскурсию:
Этой синагоге, точнее, сохранившейся от нее великолепной напольной мозаике, скандальную известность принесли свастикообразные растительные орнаменты:
хотя этот орнамент и был довольно распространен у евреев, как уже писалось про свастику в синагоге на Мертвом море (лишь в двадцатом веке она приобрела свою нацисткую значимость),
Развалины древней синагоги, действовавшей в IV-XI столетиях, были обнаружены в 1974 году, когда рядом с поселением Маз Хаим началось строительство очередного армейского укрепленного пункта.
Как это часто бывает в Израиле, прибывшие археологи повосхищались, глядя на "подземное чудо", частично уничтоженное экскаватором, но за неимением средств порекомендовали руины вновь захоронить – дабы не искушать охотников за древностями. (Даже из Бейт Шеана, крупнейшего национального парка Израиля, недавно утащили кусок мозаики). Поэтому многие древние раскопанные синагоги закапывают песком (чтобы их не разрушали дожди и охотники за древностями).
Один из основателей кибуца, Авшалом Яакоби, настоял на строительстве металлического барака, и многие годы следил за этим местом и водил сюда экскурсии. Сейчас ему уже 95, и он свое увлечение передал Ифтаху.
Качество мозаик на полу синагог в Израиле очень разное, но здесь, в Маоз Хаим, работали профессионалы высшего качества! Обратите внимание на точность подбора камней в этой грозди винограда и сверкающую прозрачную матовость ягод:
Многие мозаичные полы того времени строились не только в синагогах, но и в церквях, ведь все важные общественные сооружения украшались мозаиками. Кстати, церкви часто захватывали синагоги, и перестраивали их под себя, как потом поступали арабы, строя мечети на разрушенных святых местах. При раскопках здесь все стало ясно, когда археологи расчистили менору (и часть шофара) - несомненное доказательство еврейского происхождения мозаики:
В ходе экспертизы выяснилось, что на этой территории располагалось бедуинское кладбище, которое в свою очередь было сооружено на развалинах арабской деревни. Ну а селение это возникло на руинах древнего еврейского города, который существовал с III по XI вв., пока не был стерт с лица земли арабскими завоевателями.
Археологи пришли к выводу, что синагога строилась поэтапно. Вначале это было простое функциональное строение, которое, по мере обогащения общины, постепенно реконструировалось и в конечном итоге превратилось в некое подобие базилики, ориентированной на Иерусалим.
Вот эти три этапа развития синагоги:
Судя по обнаруженным надписям и версии местных краеведов, именовался еврейский город Беэла, и расположившееся поблизости бедуины сохранили это древнее имя в названии своего поселка.
Кстати, подобная находка здесь же, в Долине родников, была обнаружена в 1928 году. Возле кибуца Бейт-Альфа местные жители случайно наткнулись на развалины древней синагоги с отлично сохранившимися мозаичным полом и элементами декора в прикольном, совершенно не еврейском, эллинистическом стиле - читайте и смотрите скоро.
Такие же изящные завитушки, как эти восточные орнаменты, рисуют на песке-полу синагоги жучки, птички и муравьи
Не знаю точно, что за птички здесь водятся,
но на симпатичном в целом монументе недалеко от въезда в "Маоз Хаим" сидят четыре цапли, наверное, из тех, что пролетают здесь из Европы в Африку два раз в год. Только они почему то повернуты не на юг, а в Иорданию, на восток :-?)
Которая, Иордания, вот тут, совсем близко, за поворотом
Наверное, именно цапли и вдохновили древних художников на этих райских птичек как тут, так и в древней синагоге в Эйн Геди
Красиво здесь, в Долине родников, вдали от туристов и оживленных дорог, с неизменной вдали горой Гильбоа, но мне прохладнее у нас в Иерусалиме, в Рамотах :-)
Теги: Туземцы, Синагоги, Орнаменты, Мозаики, Долина родников, Иорданская долина