Темы: Кашрут, Рав Яков Шуб, Путешествия, Варка
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины, недавно мы летали с семьей в отпуск и, как обычно, заказали кошерную еду, но во время полета я словил себя на мысли: почему же можно есть пищу, даже кошерную, которую нам подают в самолете, ведь, насколько я понимаю, ее разогревают в одной печке с некошерной едой?
Большое спасибо, что обратились к нам. Вы очень правильно поступаете, заранее заботясь о том, чтобы получить кошерную пищу в самолете.
Теперь давайте проясним Ваш вопрос. Существует несколько ситуаций, когда кошерные продукты могут впитать в себя некошерный «вкус» и стать запрещенными:
Остатки пищи
Если в печке перед тем, как разогреть кошерную пищу, разогревали некошерную, есть вероятность, что на стенках, поддонах, решетках или дверце сохранятся остатки некошерной пищи. Поэтому, если горячая кошерная пища соприкасалась с ними, она приобретает вкус этих остатков и становится запрещенной. Видимые остатки пищи остаются запрещенными и через 24 часа.
Испарения
Испарения от продукта имеют тот же статус, что и сам продукт. Если некошерный продукт пекли или разогревали в печке и испарения поднимались вверх, оседая там, а после этого там же (в течение 24 часов) пекли или разогревали кошерную пищу, она будет запрещена. Дело в том, что испарения кошерного продукта поднимаются вверх, «впитывают» запрещенный вкус, а затем привносят его в кошерный продукт, делая его запрещенным (Рамо, Йорэ Дэа 108:1). Это же относится и к испарениям, которые оседают на стенках печки или духовки.
Запах
С запахом некошерной пищи та же проблема, что и с ее остатками. В Талмуде (Псахим 76 б) разбирается вопрос о том, может ли запах запрещенного мяса впитаться в кошерное мясо, если они пекутся вместе в одной печке, и сделать его также запрещенным. Заключение, к которому приходит Шулхан Арух (Йорэ Дэа 108:1), основываясь на мнении ришоним (ранних комментаторов), состоит в следующем. Изначально мы опасается, что запах, исходящий от запрещенного продукта, может сделать кошерный продукт запрещенным, поэтому нельзя такие продукты запекать в одной печке в открытом виде. Однако постфактум, если их уже испекли, кошерный продукт разрешено есть.
Важно отметить: когда один из этих продуктов имеет острый вкус, кошерный продукт будет запрещен даже постфактум, если их пекли в открытом виде.
Как поступать на практике.
Чтобы успокоить наших читателей, подчеркнем: все перечисленные проблемы имеют место, только если в печке сохранились остатки некошерной пищи и если кошерная пища разогревается в открытом виде. Ведь только так может предаваться некошерный вкус.
Если же кошерная пища была герметично закрыта, например, двумя слоями фольги, то возможность того, что некошерные вкус, запах или испарения сделают ее запрещенной, исключается (Тшувот вэ-Анhагот 2:380). Именно поэтому серьезные организации, предоставляющие кошерную пищу в полетах, заботятся о том, чтобы еда была герметично закрыта и запечатана соответствующими печатями. Это исключает возможность подмены продуктов и позволяет разогревать их в печке любого самолета. Кроме того, существует инструкция — разогревать кошерные продукты в первую очередь, чтобы вероятность соприкосновения с остатками некошерной пищи была минимальной.
Обычно у рядового пассажира нет возможности проверить состояние печки, в которой разогревается его порция. Поэтому, чтобы можно было есть даже кошерную пищу, необходимо обратить внимание на следующие моменты:
1. Обязательно проверить, как закрыта порция, убедиться в том, что покрытие не повреждено, не порвалось и не имеет отверстий.
2. Сверху на покрытии могут быть остатки некошерной пищи или жира, поэтому стоит проверить, что они не прилипли к рукам после того, как мы его сняли.
3. По той же причине не рекомендуется разрывать верхнее покрытие ножом или вилкой, которые потом будут использовать для еды.
4. По той же причине не рекомендуется класть хлеб или другие продукты на это покрытие.
Приятных и кошерных полетов!
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Смесь мясного и молочного запрещена Торой
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Термическая обработка пищевого сырья для того, чтобы сделать его в достаточной мере съедобным подпадает под запрет варки в субботу.
Рав Реувен Пятигорский
Любят ли путешествовать евреи Торы?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Бенцион Зильбер
Можно ли разогревать сухую еду в Субботу, заворачивая ее в фольгу и кладя на крышку кастрюли?
Толдот Йешурун
Новости
Рав Мендель Агранович
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Бенцион Зильбер
При центральной системе водоснабжения?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его