Высказывания в агадот делятся на два вида: один - учебные высказывания, и другой - объяснительные. Учебные высказывания - это высказывания, в которых сообщаются основы этической или Б-жественной (теософской) мудрости. Объяснительные - это те высказывания, в которых объясняются стихи Святого Писания.
Об учебных этических высказываниях нет нужды говорить здесь, поскольку их полезность общеизвестна и красота их открыта, против них нечего возразить и даже упрямец не сможет оступиться в них. Обсудим же сейчас учебные теософские высказывания.
Известно, что причина, побудившая наших Мудрецов, благословенна их память, записать Устную Тору, несмотря на то, что им было известно из традиции, что Устное Учение нельзя записывать, заключается в том, что интеллект человека уменьшается с течением времени в долгом изгнании, и память ослабляется, а способность к логическому мышлению снижается, и получается, что Тора забывается. Поэтому они решили, в соответствии с правилом "Время делать для Б-га - нарушили Твою Тору", записать в книгу объяснение всех заповедей, чтобы сохранить его навечно. Эта книга - это Мишна и Талмуд.
И еще увидели Мудрецы, что то же самое опасение, которое они опасались по поводу части Устной Торы, объясняющей заповеди, относится и к тайнам Торы и основам теософии. Но метод решения проблемы, который они нашли для части заповедей, не подходит для части тайн Торы.
И это потому, что если объяснение заповедей и законов будет записано в открытом виде, понятном для каждого читателя, это не принесет никакого ущерба. Но тайны Торы не следует передавать таким образом, дающим возможность всякому, кто пожелает, заниматься ими - как по причине ценности этих знаний, так и по причине их глубины.
Со стороны их ценности - ибо передавать тайны Творца людям с плохими качествами, даже если они весьма умны, является неуважением к Нему. А со стороны их глубины - поскольку эти вещи на самом деле очень глубоки, и понять их могут только люди с просветленным разумом, привыкшие исследовать глубокие вещи. Если же с этими знаниями столкнуться грубые умы, ненаученные исследовать, они извратят эти истинные и ценные знания, и прийдут к искажениям и неправильному пониманию.
Поэтому Мудрецы приняли двоякое решение - записать тайны Торы, чтобы они не пропали для последующих поколений, но скрытыми способами и различными загадками, чтобы понять их мог только тот, кому передан ключ, то есть правила, согласно которым можно понять намеки и разгадать загадки, а для того, кому не передан ключ, это будет как слова запечатанной книги и как будто совсем не записано. А эти ключи они оставили в руках своих учеником, получивших их, и положились на них, что они передадут их только их ученикам, таким же достойным, как и они, и так - из поколения в поколение. И также приказали Мудрецы всем разумеющему и обучающим, чтобы те предостерегали всех и объявляли, что слова Мудрецов и их загадки требуют особого подхода и глубокого изучения, и всякий, кто приближается к ним без ключа - это человек, желающий оступиться. И если после этого предостережения придет человек и посмеет приблизиться к этим тайнам, не имея ключей, и оступится назад и сломается - он сам в этом виноват, а они не понесут наказания за него.
Но способы, с помощью которых они скрыли свои слова, различны. Один из них - использование переносного значения и притчи. Этот способ известен среди баснописцев, которые в качестве уподобления и притчи относят происшествия и действия объектам, для которых данные происшествия и действия совершенно неверны.
Второй способ - это сокрытие, когда Мудрецы скрывают определенные условия разбираемого вопроса и не объясняют их, и говорят абсолютное высказывание, в то время как оно истинно только в определенных границах - в каком-то одном отношении, в определенное время, по отношению к определенной теме или в определенном месте. Тот же, кто примет такое высказывание как всеобъемлющее и абсолютное, оступится и ошибится. Таким образом, многие высказывания будут казаться противоречащими друг другу, поскольку условия, в которых они верны, не объяснены. Тот же, кто знает границы всякой вещи, найдет их истинными и непротиворечивыми.
На самом деле, такое случалось также с многими высказываниями о законах и заповедях, хотя это не было сделано предномеренно. В Талмуде встречаются высказывания или барайты, которые, если понимать их абсолютно, не соответствуют истине или противоречат одно другому, а в Талмуде объясняют их, говоря: "Здесь идет речь вот о чем...", и проводят каждому из них его границы, и все эти высказывания оказываются верными и правильными.
Третий же способ - легкость. Он заключается в том, что в словах, кажущихся на первый взгляд неважными и непринципиальными, типа ходячих поговорок, намекается на какой-то большой и важный принцип. Если человек понимает подобные намеки и умеет возносить свои мысли от открытых вещей к скрытым и от низких - к возвышенным, то эти простые слова обращают его внимание на важные и высокие вещи, которые имеют в виду Мудрецы.
Еще следует знать, что многие тайны Торы косвенно упоминаются Мудрецами в их высказываниях о природе и астрономии. Они пользовались для этого учениями, принятыми в их время среди естествоиспытателей и астрономов. Мудрецам был важен не данный физический или астрономический вопрос, а тайна, на которую они хотели намекнуть. Поэтому будет ли это высказывание о природе истинным или нет - это ничего не меняет по отношению к скрытой в нем тайне. Ведь Мудрецы имели в виду облачить эту тайну в естествоведческое высказывание, распространенное в тех поколениях среди ученых; эта же самая тайна могла бы в другом поколении облачиться в другое высказывание, принятое в то время, и если бы автор жил другом поколении, он бы облачил эту тайну по-другому.
Кроме этого, следует знать, что Мудрецы идут в соотвествии с их учением, что материальные вещи управляются и получают воздействие от различных духовных сил - ангелов, шедим (демонов) и мазиким, и все объекты низменного [материального] мира двигаются под воздействием высших сил, а низменные объекты оставляют свой след в высших. Тот, кто не познает это, никогда не сможет понять вникнуть в слова наших Мудрецов, благословенна их память.
До сих пор мы говорили об учебных высказываниях, теперь же мы поведем речь о высказываниях объяснительных.
Знай, что объяснительные высказывания делятся на три вида.
Первый вид - это те высказывания, в которых Мудрецы разъясняют буквальный смысл Писания, и толкование данного стиха по их мнению таково, как они сказали.
Второй вид - это те высказывания, в которых они не имеют в виду объяснить буквальное значение Писания. Но у них есть традиция, что Творец, продиктовавший Тору и книги Пророков и Писания, кроме того, что хотел записать в простом значении слов, хотел также косвенно упомянуть множество истинных вещей, относящихся к данной истории или к данному вопросу. Эти вещи Он пожелал не записать ясно, а намекнуть на них в нескольких буквах или в нескольких словах, а Мудрецы получили по традиции эту информацию и намеки, с помощью которых она косвенно упомянута в Писании. Безусловно, нельзя истолковать весь стих в соответствии с косвенно упомянутым в нем намеком, ведь Творец не хотел, чтобы данный стих говорил эту вещь, а пожелал, чтобы намекал на нее.
Третий вид. Мудрецы приняли еще по традиции, что Творец продиктовал Святые Книги таким образом, чтобы их рассказ включал в себя множество истинных вещей. Он объял в Своей мудрости все вещи, являющиеся истинными в данной теме, хотя их истинность будет не одним-единственным образом, а многими и различными путями, как мы объясним. И написал Тору таким образом, что когда будут истолкованы все смыслы, которые могут вынести данные слова, в соответствии с известными правилами, будут объяснены все истинные вещи, которые Он хотел вместить в данное высказывание. Эти вещи - это вся информация, имеющая место - с какой-то стороны и в какой-то части - в данной теме. Получается, что Всевышний записал все Писания таким образом, что все, что можно понять из слов стиха, в соответствии с упомянутыми правилами, будет истинным в данной теме.
Однако необходимо еще длительное изучение и большая мудрость, чтобы понять, каким образом все эти вещи будут истинными, ведь мы уже сказали, что не все они истинны с одной стороны и одним и тем же образом. Некоторые из них истинны только в каком-то одном отношениии, некоторые - в смысле их уподобления [чему-либо], некоторые - с точки зрения их порождения, а некоторые - с точки зрения воздаяния. В этом смысл выражения "маале алав акатув" ("Писание рассматривает его, как ..."), часто встречающегося в словах Мудрецов. Ведь с точки зрения заслуги и вины, награды и наказания, реальность иногда считается небытием, а небытие - реальностью, из-за определенных условий, сопутствующих им; и также малое может быть засчитано, как великое, а великое - как малое.
Во всем этом есть множество деталей, которые невозможно все собрать в одном месте. Но вот что нужно знать: определенное высказывание или толкование Мудрецов может быть понято одним из этих способов и быть истинным, а если пытаться объяснить его всеми остальными способами - не быть истинным, как было сказано. Поэтому не пугайся, если вдруг увидишь высказывание, кажущееся на первый взгляд ложным и неподходящим, ибо если наберешься мудрости и узнаешь, как нужно понимать это высказывание - увидишь его истинность и будешь удовлетворен. Но тот, кто знает основы Б-жественной мудрости, познает эти вещи в их границах.
Однако уже было упомянуто ранее, что не всегда можно сказать, что все, что может быть понято из слов [данного стиха], будет истинным во всех случаях. Есть в этом определенные правила и законы - правила агады. И здесь с легкостью можеть вкрасться ошибка: если человек попытается истолковать определенное писание, не используя эти правила - то, что выйдет из этого толкования, может оказаться абсолютной ложью и не соответствовать истине ни в коем случае. Более того, даже если его вывод в принципе верный, он может быть ложным в данном стихе, в словах которого не подразумевается данный вывод.
Из этого проистекает то, что мы находим иногда в словах Мудрецов, как один из них говорит о словах другого, что они ошибочны. Это потому, что по мнению этого мудреца, его оппонент ошибся в толковании стиха по правилам агады, которые были общеизвестны среди них. И хотя в их словах не объясняется, в чем ошибся толкователь, они в нескольких словах намекают один другому на ошибочное место, или отвечают на возражение, и все это - в соответствии с правилами, которые были общеизвестны среди них. Нам же эти правила не всегда известны, и поэтому нам бывает трудно понять их слова - утверждения, возражения и ответы на них. Но тот, кто хорошо знает эти правила, найдет, что все открыто перед ним [и понятно ему].
К примеру, когда раби Меир толковал из стиха "Пока Царь был на Своем пиру..." (Шир Аширим раба, 1:12) порицание Израиля, сказали ему: "Не толкуют Песнь Песней как порицание, а только как восхваление", поскольку таково было известное им правило, и выходит, что тот, кто толкует ее как порицание, отклоняется от подразумеваемого Автором. А когда раби Леви толковал (Брейшит Раба 47:9), что Авраам нашел себя обрезанным, сказал раби Берахия: "В то время встретил раби Аба бар Каана раби Леви и сказал ему "Ты лжец!" И это из-за правила, бывшего в их руках, что когда идет речь о деяниях праведников - все, что можно толковать как восхваление, нужно толковать как восхваление, а по отношению к грешникам - наоборот. Ибо такова традиция, что намерение Творца в продиктованных Им словах - намекнуть на все подробности злодейства грешников и сделать явным весь их позор, и наоборот по отношению к праведникам - скрыть все, что может в праведниках быть позорящего их и раскрыть все, что их восхваляет. Очевидно, что тот, кто хочет получить истинное толкование, должен толковать в соответствии с методами Автора, и тогда он правильно поймет то, что Творец подразумевал.
Мудрецы получили еще по традиции, что кроме того, что в стихах Торы содержатся намеки на тему, о которой идет речь в тексте, в них есть еще и намеки на другие вещи, прошедшие или будущие. Поэтому они разъясняли их, каждый мудрец - по-своему, в соответствии с законами и правилами, которые были в их руках. И могло случиться, что кто-то из них ошибся в подобном толковании; но составители Талмуда и Мидрашей, которые были величайшими мудрецами в их поколении, приложили усилия и потрудились собрать все высказывания и обсудить их в обществе всех их коллег, и те высказывания, которые они нашли достойными и подтвержденными с помощью определенных методов, включили в Мидраши.
Таким образом, мы выяснили, что все, что есть в Мидрашах агадот танаев и амораев - это истинные вещи, каждая из которых [разъясняется] своим образом, и все они были очищены от примесей в плавильной печи исследования составителей и были найдены верными, и мы полагаемся на составителей Мидрашей, что они включили в свои книги только то, что исследовали и нашли достойным, каждую вещь - в подобающем ей смысле . Пойми же все это хорошенько.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»