Темы: Пятикнижие, Сотворение мира, Суббота, Храм, Мишкан, Тора, Бецалель, Служба в Храме, Жертвенник, Рав Меир Мучник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Почему в Торе столь подробно технически и математически описывается создание ковчега, шатра, подсвечника, жертвенника, облачение первосвященников и т.д.? Это, практически, руководство по инженерии. И почему это приводится несколько раз: первый раз — в виде указания Господа Моше, а второй раз — когда все это непосредственно делается? И потом в счислениях опять. Во-первых, зачем так подробно, и, во-вторых, зачем несколько раз? В Торе нет ни одного лишнего или незначительного слова. И вот такое многократное повторение огромных по величине текстов… Не являются ли все эти цифры неким кодом, которые Господь, Благословен Он, таким образом зашифровал, и есть ли расшифровка или попытки расшифровки мудрецами этих цифр? Спасибо. Рувен
Здравствуйте, Рувен!
Вы правильно предполагаете, что подробные указания по созданию Мишкана являются не просто руководством по инженерии. Т.к. Мишкан, его утварь и все их параметры несут глубокий смысл. Полностью постичь его удостоились лишь величайшие еврейские мудрецы, такие, как раби Шимон бар-Йохай. Нам же дано увидеть только отдельные фрагменты этой грандиозной мозаики — с помощью некоторых мидрашей и комментариев к Торе.
По словам мудрецов, Мишкан является прообразом всего мира. Изначально Б-г создал этот мир для того, чтобы присутствовать в нем так же, как на Небесах. Но после греха Адама мир был осквернен и Б-жественное Присутствие покинуло его. Так земля была оторвана от Небес. Дело еврейского народа — восстановить утраченную связь и вернуть Б-жественное Присутствие на землю. После дарования Торы это во многом удалось: Б-г установил Свое присутствие в среде еврейского народа — в специально для этого построенном переносном Храме. Таким образом, Мишкан — это «мир в миниатюре». И все его элементы и параметры — отражение элементов и параметров созданного Б-гом мира.
Именно поэтому в субботу запрещены работы (мелахот), которые выполнялись при строительстве Мишкана. Потому что суббота — это свидетельство о том, что Б-г, сотворив мир за шесть дней, отдыхал в седьмой. А поскольку Мишкан — это «мир в миниатюре», то работы при его строительстве — физические эквиваленты тех «работ», которые выполнял Б-г, творя мир. Поэтому, воздерживаясь от этих действий в субботу, мы свидетельствуем о том, что Б-г в этот день поставил точку в Своем творении.
И поэтому для возведения Мишкана было недостаточно простого умения построить «физическое» здание, нужно было глубокое понимание мироздания. Которым и обладал мастер Бецалель: по словам мудрецов (Брахот 55а), он умел «сочетать буквы, с помощью которых были сотворены небо и земля», т.е. понимал сущность всего мира, всех его уровней.
Таким образом, описание устройства Мишкана со всеми его параметрами — это описание устройства мира.
Мидраш Танхума приводит целый ряд примеров того, как «перекликаются» между собой Сотворение мира и строительство Мишкана. Например, о Сотворении мира сказано (Тэилим 104, 2): «…простирает [Он] Небеса, как полотнище (йериа)». А в указаниях по строительству Мишкана говорится: «И сделай полотнища (йериот) из козьих шкур» (Шмот 26, 7). При Сотворении мира небосвод разделил (мавдиль) «нижние» и «верхние воды» (Берешит 1; 6, 7), а в Мишкане — «…и будет завеса отделять (ве-ивдила) вам святилище от святая святых» (Шмот 26, 33). Творя мир, Б-г сказал: «Да будут светила (мэорот)» (Берешит 1, 14), а повелевая строить Мишкан, сказал: «И сделай светильник (менора) из золота чистого…» (Шмот 25, 31). И много других подобных параллельных моментов, вплоть до заключительного: «И завершены были (ва-йехулу) небо и земля» (Берешит 2, 1), «И было, в день завершения (клот, от того же корня) возведения Мишкана…» (Бемидбар 7, 1).
Известно также, что мир был создан десятью речениями (маамарот) Б-га. И число десять играет важную роль при создании Мишкана и его утвари. Например, десять покрывал (йериот), из которых состояла крыша шатра; десять локтей (амот) — высота брусьев, из которых сделали его стены, а также высота жертвенника; десять ладоней (тфахим) — высота ковчега вместе с его крышкой.
Есть и еще одна параллель. Не только Мишкан является «миром в миниатюре» — человек также назван «маленьким миром». Ибо в нем тоже отражается мир, и в нем тоже в идеале должен пребывать Б-г. Так мудрецы толкуют повеление Торы построить Мишкан: «И пусть сделают они Мне святилище, и буду пребывать в них» (Шмот 25, 8). Если бы речь шла только о Мишкане, было бы сказано: «И буду пребывать внем». «В них» же означает — в самих евреях. Ибо в идеале они должны достичь такой святости, чтобы в них самих пребывал Б-г.
Итак, Мишкан своей структурой отражает и большой мир, и «малый мир» — человека.
Некоторые моменты этого соответствия указаны в комментарии Рабейну Бехайе. Согласно этому комментарию, и Мишкан, и мир, и человек состоят каждый из трех частей:
Первая часть — Святая Святых (Кодеш Кодашим) Мишкана. Это самая внутренняя и скрытая его часть, где помещается священный ковчег со скрижалями (представляющими мудрость Торы) внутри и с крувим снаружи, на крышке. Эта часть Мишкана соответствует высшему и наиболее скрытому уровню мироздания: миру ангелов, а также высшей части человеческого тела — голове, «отвечающей» за мудрость и дар речи.
Вторая часть — Святилище (Кодеш). Она является внешней по отношению к первой части (от которой отделена завесой), но находится еще внутри шатра. В ней помещаются важные предметы утвари: стол для хлебов и светильник (Менора). Эта часть Мишкана соответствует среднему уровню мироздания: уровню небесных светил и звезд — важных сил и «двигателей» мира. С Небес в мир опускаются дождь и роса, благодаря которым всходит зерно — хлеб. Этому уровню соответствует средняя часть человеческого тела, в которой располагается сердце — также важнейший орган, «мотор» организма.
Третья часть — двор Мишкана (Хацер), где располагается жертвенник. На нем приносили в жертву Б-гу животных. Эта часть Мишкана «параллельна» нижнему уровню мира, где живут люди и откуда они потом поднимаются к Б-гу. Этому соответствует нижняя часть человеческого тела, где находится источник новой жизни, который необходим потому, что люди не вечны и, в конечном счете, поднимаются к Б-гу.
Раби Шимшон-Рефаэль Гирш дает свою интерпретацию смысла всех частей Мишкана. Среди прочего, он подмечает, что в наружной части Мишкана больше использовалась медь, по мере продвижения внутрь — серебро, а далее — золото; из него были сделаны все предметы утвари. Золото — самый чистый металл, следующий за ним — серебро, далее — медь. Чем больше углубляешься, приближаешься к центру, тем более чистым должно быть сердце, более искренними помыслы.
Каждый из предметов утвари обладает символическим значением. Общепринятое толкование — ковчег символизирует Тору и ее ученых. В отличие от остальных предметов утвари, все его параметры выражены дробными числами: длина — два с половиной локтя, ширина — полтора, высота тоже полтора. Мудрец Торы никогда не должен думать, что уже много знает, должен считать свои знания фрагментарными, стремиться к большему и вести себя скромно. Ковчег должен быть позолочен «изнутри и снаружи» — мудрец Торы должен быть внутри таким же благородным, как внешне. Шесты, с помощью которых переносят ковчег, символизируют меценатов, которые предоставляют финансовую поддержку тем, кто изучает Тору. Эти шесты никогда не должны выниматься из своих гнезд — меценаты не должны прекращать свою поддержку.
Стол для хлебов символизирует материальное процветание. Хлеба называются лэхем а-паним — буквально «хлеб лица». По мнению Реканати, в этом названии, среди прочего, содержится намек: в наше время, в отсутствие жертвоприношений, «грехи человека искупает его стол» — когда приглашает к столу бедняков. При этом человек должен принимать их радушно и любезно, бэ-сэвер паним яфот — «с приветливым выражением лица».
Менора символизирует духовность человека. Согласно Реканати, указание изготовить («вылить») ее цельной — намек на то, что человеку необходимо быть цельным и что весь еврейский народ должен поддерживать свою целостность и единство.
Мишкан покрывали полотнища (йериот). Сшивали вместе пять полотнищ и пять других отдельно, а потом соединяли эти две группы крюками. Это соответствует двум скрижалям, на каждой из которых были высечены пять заповедей. Поверх первого слоя покрывала шел второй, для которого сшивали вместе пять полотнищ и шесть других. Это соответствует пяти книгам Письменной Торы и шести разделам Устной (Мишны и Талмуда).
Повторение описания всей структуры Мишкана в разделах Ваякель и Пекудей, разумеется, тоже обсуждается в комментариях.
Рамбан и Ор а-Хаим пишут, что Мишкан очень дорог Б-гу, поэтому его описание повторяется и «смакуется» много раз. Это подобно подробному описанию в Торе истории, произошедшей с Элиэзером, слугой Авраама, о которой сказано: «Любы [Б-гу] беседы слуг Праотцов больше, чем Тора сыновей».
Другие комментаторы говорят о том, что первый раз описание Мишкана дается при повелении о его строительстве, а второй раз речь идет о его строительстве на практике.
Раби Шимшон-Рефаэль Гирш объясняет, что при описании строительства Мишкана надо было упомянуть каждую его часть, чтобы подчеркнуть: ее сделали «как велел Б-г Моше» — с намерением наполнить физические объекты надлежащим духовным смыслом. Ведь этот смысл мог выразиться в них лишь в том случае, если они были изготовлены с соответствующими намерениями.
Наконец, интересное объяснение предлагает рав Моше Вольфсон, духовный наставник ешивы Тора ва-Даат. Мидраш Рабба указывает: повелевая строить Мишкан, Б-г постоянно говорит Моше: «И сделай ковчег… и сделай стол…» Из этого, вроде бы, следует, что все должен был изготовить сам Моше. Но потом Б-г поручает саму работу Бецалелю, а Моше — лишь начальные действия и конечный прием работы. В чем причина смены ролей?
Как уже упоминалось, святой Мишкан «соответствует» святому человеку: и тот, и другой — «мир в миниатюре», место присутствия Б-га. Первоначальные указания даны до греха золотого тельца. Тогда духовный уровень евреев был настолько высок, что главным для них должен был стать Мишкан, который они построят в самих себе, сами станут местом присутствия Б-га. «Физический» же Мишкан им бы строить не пришлось — он спустился бы сам с Небес (подобно тому, как в будущем спустится Третий Храм), и это было бы естественным «проявлением» внутреннего состояния самих евреев. Поэтому изначально Б-г сказал, что Моше должен создать Мишкан со всей его утварью сам — в своей душе.
Но после греха тельца евреи оказались на значительно более низком духовном уровне и главным для них стало строительство физического Мишкана. Для выполнения этой работы Б-г назначил мастера Бецалеля. Он должен был понимать устройство мира, ибо Мишкан по-прежнему сохранял свой символический смысл, но в то же время мастер должен был также суметь построить Мишкан физически. А для Моше, который не принял участия в создании тельца и не утратил изначальный духовный уровень, основным Мишканом оставался тот, что в его собственной душе, выстроив который, он уже не должен был возводить Мишкан физический.
Этим объясняется и отмеченное многими комментариями изменение порядка описания элементов Мишкана: в первый раз сначала описана утварь — ковчег, стол и Менора, затем — здание: брусья и покрывала. А в описании практического изготовления порядок обратный: сначала здание, а затем утварь. В комментариях объясняется причина: Бецалель заявил, что логично сначала построить здание, а затем изготовить утварь, чтобы место для нее было уже готово. Но почему изначально указания были даны в обратном порядке? Можно сказать, что сначала речь шла о главном — содержимом Мишкана, а лишь потом — о помещении, которое второстепенно. Но теперь можно объяснить и по-другому: первоначально указания были даны Моше и народу, находящимся на высшем духовном уровне, подобном уровню Адама до греха. На том уровне все тело Адама было настолько свято, что он не нуждался в одежде: не было ничего постыдного, что следовало бы покрыть. Утварь Мишкана, соответствующая этому состоянию, тоже не нуждалась в «укрытии», поэтому ее можно было изготовить раньше помещения. О таком Мишкане (который должен быть построен, как сказано, прежде всего, в сердцах) и шла речь сначала. А потом описан тот Мишкан, который был сделан на практике: с теми же физическими параметрами, но уже иной в духовном плане: главным образом физический, сначала здание, потом утварь.
Разумеется, мы привели здесь лишь некоторые комментарии, касающиеся этой темы, вернее, их краткое обобщение. Лучше всего ознакомиться с ними в первоисточнике. И помнить, что все это — лишь фрагменты огромной, бесконечно сложной мозаики, которая во всей красе открывается только самым великим и святым мудрецам.
С уважением, Меир Мучник
Рав Реувен Куклин
Когда и почему появились названия книг Письменной Торы?
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
История изготовления тельца тоже неоднородна и буквально от начала до конца состоит из сложных моментов, требующих разъяснений
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Моше Пантелят
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Бенцион Зильбер
Рав Авраам Коэн
Жертвенник на горе Эйваль состоит из неотесанных камней, имеет пандус для подъема и наполнен землей, есть также специальный проход вокруг всего жертвенника — все как написано про строительство еврейского жертвенника.
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Этапы возникновения животного мира
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его