Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
История по-настоящему страшная. Я не завлекаю читателей, а сообщаю правду. Судите сами. Вавилонский Талмуд, трактат Таанит, лист 20, первая страница листа.
Раби Элазар бен раби Шимон ехал верхом на осле, держа путь вдоль красивой реки. Возвращался домой от своего учителя и поэтому был полон радости после урока Торы.
Повстречал уродливого человека (написано мехуар, что означает предельно некрасивый). Тот поздоровался с раввином – но последний ему ничего не ответил. Только воскликнул: ну и урод! И добавил: в твоем городе все такие уроды?
Тот ответил: не знаю, но ты можешь пойти и заявить протест моему Создателю. Скажи Ему: ну и сотворил же Ты урода!
Как только он эти слова произнес, понял раби Элазар, что совершил тяжкий грех. Слез с осла, склонился перед тем человеком и сказал: обидел я тебя, прости.
Но тот сказал: не прощу, пока не пойдешь и не скажешь моему Создателю: ну и сотворил же Ты урода!
И поехал раби Элазар за ним (униженно прося прощение).
Так они добрались до города того уродливого человека. Вышли горожане навстречу раву и приветствовали его, назвав раввином и учителем.
Спросил их урод: кого вы зовете раввином?
Ответили ему: того, кто идет за тобой.
Сказал: если это раввин, то поменьше бы таких в Израиле.
Спросили его: это еще почему?
Рассказал им: так и так он со мной поступил.
Сказали они ему: тем не менее, прости его, ведь он велик в Торе.
Сказал им: ради вас прощаю. Но только, чтобы больше так не поступал.
** **
Чем страшна история? Тем, что ни один раввин так никогда не поступит. Не оскорбит человека презрением (а тем более, не смолчит на приветствие). Поэтому возникает вопрос: что подвигло раби Элазара на такой "подвиг"?
Есть много комментариев[1].
Но поскольку этот отрывок Талмуда был мной использован на уроке Толдот.ру (вечер понедельника, 4 июля), который назывался "О евреях – только хорошее!", то меня увлек другой комментарий.
** **
Итак, сперва в виде слабого оправдания раби Элазара заметим, что встречный с ним поздоровался так, что впору было принять его приветствие за оскорбление. Некоторые это умеют, поверьте.
Раби Меир из Перемышлян пишет[2], что тот еврей был человеком Торы, но все, что делал, сопровождал нелепыми телодвижениями. И это показалось раввину настолько диким, что он не удержался и сказал об этом вслух (т.е. речь в отрывке идет не о физическом уродстве, а о странном, очень странном поведении, которое сопровождало исполнение заповедей). В то время как нормальное исполнение обязанностей Торы требует смиренного и скромного поведения. Сказано: надо стоять, как столб перед царем.
Потому рав и спросил: у вас все такие? (Т.е., если все, то ты невиноват, но пора учиться служить Творцу по-человечески. – И это было ошибкой нашего раввина.)
На что тот ответил: иди, жалуйся Творцу. И это означает следующее:
Да, я вижу, что ты сын святого раби Шимона бен Йохай. Поэтому ты тоже свят. Но разве ты выяснил, из какого источника происхожу я? Мои родители простые люди, далекие от Торы. Я вернулся к ней, преодолев все препятствия и препоны, главный из которых – мое прошлое воспитание. Потому меня так корежит и дергает во время молитвы. Меня не отпускает та злодейская среда, в которой я рос и которая засела глубоко во мне. Но служу я Творцу всем сердцем.
Так что тебе стоило сначала побывать на моем месте, а потом осуждать.
Как только раби Элазар все это понял, он спустился со своего величия осла и принялся просить прощение.
** **
Не спешим с осуждением или просто с чувством превосходства, когда встречаем человека, который ведет себя не так, как принято в нашем элитном кругу.
А уж если он еврей, то, тем более, остережемся. Ибо сказано, что тот, кто его проклинает (осуждает, клянет, третирует), сам будет проклят – ндБ (осужден, оттретирован, унижен и пр.).
Нам это надо?
[1] Некоторые пишут (מהרש''א), что его жуткий вид давал людям повод думать, будто он злодей, грубиян (хасер-тарбут) и чуть ли не бандит. Другие (עיון יעקב) отмечают, что в ту пору в тех краях развелось настолько много неучей, которые не умели себя вести, что считалось неприличным отвечать на их приветствие. Это и ввело раби Элазара в заблуждение. Он решил, что такому поведению этот человек научился в своем городе, поэтому спросил: у вас все такие? Согласно другим (בן יהוידע), раби удивился именно поведению этого человека, а тот решил, что раввину не нравится его внешний вид. Взаимное непонимание привело к конфликту, что весьма удручило сына раби Шимона бен Йохай.
[2] הובא בספר לקט אמרים.
Теги: Видео-урок, Недельный раздел