Из цикла «Уровень человека», темы: Иштадлут, Упование, Уровень человека, Саба из Навардока, Вера
Альшейха как-то спросили о безграничном уповании. После всего, что он рассказал один из слушателей, глиновоз, подумал про себя: «Я что — совсем выжил из ума? Если на свете существует такое упование, то все мои старания, следовательно, лишены всякого смысла? Пустой пар и погоня за ветром! Зачем же мне так тяжко трудиться всю свою жизнь, не зная отдыха, если я могу избавиться от всех этих напастей, и мое пропитание будет доставаться мне без лишних усилий? К чему мне моя телега, если даже она не дает мне уверенности в том, что я добуду все необходимое? И даже если мне светит какая-то выгода, я ж должен еще заплатить за глину! Кроме того, то, что я заработаю, и без того уготовлено мне — так постановил Творец! И если я в этом абсолютно уверен и полностью уповаю на Всевышнего, зачем мне быть дураком, оставляя источник живой воды и полагаясь на труды своих собственных рук? Довольно глупостей!»
Сказано — сделано. Пришел он домой, уселся возле печи и принялся за чтение Теилим. Жена и домочадцы, разумеется, обомлели от такого поведения и потребовали, в конце концов, взяться за ум и за дело. На это он отреагировал просто: «Вы тут все сошли с ума, не приведи Г-сподь?! Да я своими ушами слышал, как Великий Альшейх прямым текстом сказал, что, если человек полностью уповает на Творца, его пропитание достается ему без всяких естественных причин и поводов. Так зачем мне, посудите сами, выезжать в ненастье и холод, если все, что мне отмерено с небес, я и так получу? И если до этого я жил в заблуждении, то теперь, зная правду, к чему мне вся эта глина и этот ветер? И вам, мои дорогие, стоит взять с меня пример, и наше пропитание само придет к нам!»
Ну, коли так, пришлось им продать телегу с осликом новому хозяину-нееврею. Тот обрадовался, отправился за глиной и, копая, наткнулся на спрятанный в земле клад. Наполнив мешки золотом и драгоценностями, он решил, что ему этого мало, и стал копать еще. Вдруг с вершины горы прямо на него скатился камень, и он умер на месте. Что же осел? Не дождавшись нового хозяина, он мой, по привычке, отправился по старому адресу. На крики осла сбежалась вся семья и, увидев сокровища, все домочадцы пришли к отцу со словами: «Да, твое упование стало нам спасением! Нашелся целый клад!»
Эта история молниеносно распространялась по городу, и ученики Альшейха обратились к своему учителю с вопросом: как же так, в чем же этот простой глиновоз???? превзошел их всех? Они годами пытаются обрести должную степень упования, и у них ничего не получается. А тут человек один раз услышал об этом, лег на печку и «заработал» клад?! Альшейх ответил им аллегорией. Если воткнуть колышек в твердую почву, он будет там держаться твердо, не сдвигаясь с места. Но если втыкать колышек в сыпучий песок или в перекопанную землю, он будет шататься, едва удерживаясь в ней.
Глиновоз, только услышав слова Альшейха об уповании, тут же принял их к сердцу, без всяких сомнений и без всякого страха. Для него они сразу стали реальностью. Вы же подобны сыпучим пескам, поскольку, чем духовно выше человек, тем сильнее его дурное начало. Они все пытались взвесить, продумать: а не чудо ли это? А, может, все не совсем так? Сомнений много, и каждое из них распахивает почву упования, превращая ее в сыпучий песок. И результат — соответствующий.
Что же делать? Вбивать колышек упования глубже! Так глубоко, где уже нет ни песков, ни пахоты. Тогда колышек укрепится в твердом грунте. Каким образом? Отказавшись от всех «накопанных» рамок, выйти на новый, более высокий уровень, не отклоняясь от него. Ведь там, где воры уже взломали дверной замок, похитив все, что можно, нет больше смысла использовать подобный замок. Ведь его несостоятельность уже была доказана практикой, и необходим новый, более прочный и надежный замок. Так и человек, единожды взломавший свои собственные рамки, доказал их несостоятельность и нуждается в более высоких и крепких рамках, которые ему уже не сломать своим натиском.
И так — во всех заповедях, в которых человек склонен колебаться из стороны в сторону. Таков эффект попытки загнать колышек в распаханную землю. С одной стороны, в человеке сильно желание вбить колышек прочно и устойчиво. С другой, не менее сильно стремление «раскопать, распахать землю», т.е. проверить: не чудо ли это, ни достояние ли единиц, а сможет ли он выдержать, достаточно ли он благочестив для этого, а вдруг ничего путного из всего этого не выйдет и т.п.? Подобные сомнения подтачивают его однозначное решение, и человек проигрывает вдвойне: он не достигает ни того духовного уровня, которого мог бы добиться, ни самого объекта своих устремлений. А ведь стоило только покрепче вбить колышек в твердую почву — принять Тору и ее совершенство как данность, не пытаясь все «перепахивать», — и результат был бы совсем иным. И он достижим, стоит только человеку забить колышек глубже — там, где земля уже просто не может быть вскопанной, т.е. подняв планку, устанавливая для себя новые, более высокие духовные рамки. Человека с подобным подходом, однозначно, ожидает несомненный успех.
С любезного разрешения главного раввина Литвы, р. Хаим Бурштейна
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»