Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отвечает рав Лейб-Нахман Злотник

Уважаемый Адик,

Тора запрещает употреблять в пищу определённый вид жира, находящийся на внутренних органах домашнего скота, разрешённых в пищу видов животных. Этот жир запрещен как в случае, когда животное было зарезано кошерным способом (шхита) и у него не обнаружилось физических изъянов, которые делали бы его мясо запрещенным в пищу, так и в случае, когда речь идёт о нэвеле (трупе животного, умершего своей смертью или умерщвлённого отличным от шхиты способом) или о трефе (трупе животного, у которого был обнаружен определённый физический изъян, из-за которого его мясо запрещено в пищу). Об этом запрете Тора говорит несколько раз. «Закон вечный во всех поселениях ваших: никакого хелева и никакой крови не ешьте» (Ваикра 3:17). «Никакого хелева быка, овцы и козы не ешьте. Используйте хелев невелы и хелев трефы в любых ремеслах ваших, но в еду не используйте» (Ваикра 7:23-24).

Еврею, который намеренно совершает нарушение и ест хелев, полагается карэт, как сказано: «Ибо душа всякого, кто ест хелев животного, которое (пригодно) для жертвоприношения Всевышнему, будет отсечена от народа его» (Ваикра 7:25). Если человека до того, как он съел хелев, предупредили о том, что он совершает нарушение, во времена Санэдрина ему назначали 39 ударов плетью. А тот, кто съедал хелев случайно, во времена Храма приносил грехоочистительную жертву. Хотя наказания назначаются только в случае, когда съеденный хелев был объёмом не меньше маслины (ка-зайт), запрет Торы нарушается, даже если человек съел совсем немного хелева.

Хелев запрещён только в пищу, но использовать его для других целей или продавать (например, нееврею, которому он не запрещён), — разрешено. Любой жир всех других чистых (кошерных) домашних и диких животных и птицы разрешён в пищу. А любой жир некошерных животных запрещён, как и любая другая часть их мяса, это не является отдельным запретом. Поэтому еврей, который ест свиное сало, нарушает запрет есть мясо некошерного животного, но не запрет есть хелев.

Вообще слово хелев на святом языке означает любой жир. Это слово иногда даже используется в значении «плодородная почва», «особо сочное пастбище» и для обозначения других очень качественных вещей. Но мудрецы избрали слово хелев для обозначения запрещённого жира, о котором идёт речь в Писании. А разрешённый жир на языке мудрецов называется шуман. Рамбам в законах о запрещённых видах пищи и Шулхан Арух в разделе Йорэ Дэа (64) подробно описывают все места во внутренностях животных, где находятся жировые прослойки — как разрешённого шумана, так и запрещённого хелева. В рамках короткого ответа невозможно подробно разобрать все законы. Замечу, что очищение мяса от запрещённого жира — никур — является одной из самых сложных задач при кошеровании мяса и лишь немногие являются истинными специалистами в этой области. Во время засаливания и, тем более, приготовления мяса необходимо быть уверенным, что весь хелев полностью удалён, так как иначе всё мясо может стать запрещённым в пищу.

Запрет хелева — это один из законов кашрута, которые обязывают нас приобретать только продукты, снабжённые соответствующей раввинской рекомендацией об их кошерности.

С уважением, Лейб-Нахман Злотник

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его