Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какой вызов к Торе самый почетный?

Темы: Свиток Торы, Чтение Торы, Синагога, Молитва, Моше Сытин

Отложить Отложено

Шалом алейхем. Шавуа тов. Какая алия (вызов — «поднятие» — к Торе) самая почитаемая? Меня почему-то вызывают на поднятие Торы.

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте! В разных общинах существуют различные традиции относительно того, какую алию считать наиболее почетной. Разберем каждый обычай в отдельности и попробуем понять, с чем они связаны.

Третья алия

Во многих литовских общинах принято считать третью алию наиболее почетной. Третьим к Торе вызывают самого уважаемого члена общины, раввина или состоятельного человека. Истоки этого обычая — в гмаре Гитин, где сказано, что после коэна и левита к Торе вызывают мудреца, обладающего безупречным знанием Торы. Первые две алии отданы коэну и левиту — это знак уважения служителям Храма. Соответственно, третья алия, для обычных евреев, предназначена самому уважаемому из присутствующих, не относящемуся к роду коэнов или левитов. Из этой гмары следует, что наиболее почетная алия — это та, которая ближе к началу. Однако, несмотря на это, во многих местах не придерживаются столь строгой иерархии. Причина в том, что этот закон сегодня не может быть выполнен в полной мере, поскольку сегодня нет мудреца, который обладал бы безупречным знанием Торы (Арух а Шульхан 137). Поэтому во многих общинах «приоритетность» третьей алии соблюдается не так строго.

Шестая алия

В хасидских дворах, а также во многих сефардских общинах принято вызывать своего духовного лидера шестым. Корни этого обычая в книге Зоар (глава Шлах), а также в книге Шаар а-Каванот раби Хаима Виталя (часть 2 стр. 94). Согласно книге Зоар шестая алия обладает особым благотворным воздействием и способствует продлению жизни. Особое место шестой алии признается и общинами, где самой почетной алией считается третья. Хотя в этих местах шестая алия не самая престижная, на неё назначается особая цена во время распродаж алийот среди молящихся (Мишна Брура).

В книге Маасэ Рав сообщается, что Виленский Гаон также имел обыкновение выходить к Торе шестым. Однако некоторые комментаторы не считают, что такое поведения гаона было продиктовано стремлением исполнить обычай, о котором говорится в книге Зоар. Они объясняют это особой скромностью Гаона, который не хотел подниматься к Торе в качестве безупречного знатока Торы. В соответствии с порядком приоритетов, указанным в Шульхан Арухе (136), шестая алия предназначена для председателя общины, не обязательно обладающего выдающимися познаниями в Торе. Именно таким полагал себя величайший мудрец последних веков.

Седьмая алия

В законодательном кодексе Мишна Брура особое значение придается седьмой алие. Это объясняется тем, что именно завершение исполнения какой-либо заповеди, в том числе и заповеди чтения Торы, является наиболее почетным. Сегодня в большинстве общин такого значения седьмой алие не придают. Однако представление о значимости последней части можно получить в дни, когда завершают чтение одной из пяти книг Торы. Тогда седьмая алия считается очень почетной и многие молящиеся стараются приобрести право подняться к Торе именно на чтение завершающего отрывка. И в день Симхат-Тора, когда завершают чтение всего свитка Торы, последний из тех, кто поднимается к Торе, считается наиболее привилегированным и именуется хатан Тора — жених Торы.

Особые отрывки

В обычные дни дополнительная алия — мафтир — не отличается от остальных, но в месяц адар, когда к обычному чтению добавляют чтение четырех отрывков, подняться к Торе на мафтир считается большой честью. Многие мудрецы, в том числе Виленский гаон, в те дни, когда читали четыре дополнительных отрывка, поднимались к Торе последними.

И в другие дни, когда читают особые отрывки, такие, как десять заповедей или «Песнь моря», подняться к Торе является особой честью.

Поднятие и сворачивание свитка

В гемаре Мегила, сказано: тот, кто сворачивает свиток Торы, получает награду, равную награде всех вызванных к Торе. Дело в том, что человек, который сворачивает свиток, заботится о его сохранности и проявляет бережное отношение к Торе. Во времена Талмуда свиток сворачивал один человек, поэтому именно сворачивающий получал особую награду. Но сегодня, когда один поднимает свиток, а другой сворачивает, особая награда полагается именно поднимающему.

Поэтому поднятие свитка должно было бы достаться самому уважаемому человеку. Но на практике автор Мишны Бруры постановил, что эту честь предоставляют даже обычному человеку, дабы избежать ссор. Сворачивание доверяют даже несовершеннолетним, чтобы приучить их к исполнению заповедей.

Резюмируем: самыми почетными являются третья и шестая алия. Алийот на чтение дополнительных отрывков и поднятие свитка Торы также имеют особый статус. На практике в большинстве общин не принято придерживаться иерархии, любого члена общины вызывают на любые алийот ради поддержания мира в общине.

И в заключении приведем слова Мишны Бруры: «Упаси Б-г ссориться и спорить за право на почетную алию, ведь все буквы Торы одинаково святы…».

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его