Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли делать пластические операции?

Темы: Красота, Медицина, Здоровье, Моше Сытин

Отложить Отложено

Можно ли, согласно Торе, делать пластические операции по изменению своей внешности? Ведь так мы пытаемся изменить то, как нас сотворил Б-г? Владимир

Отвечает рав Моше Сытин

Уважаемый Владимир!

Спасибо за интересный вопрос. Сегодня он очень актуален, поскольку все больше и больше людей прибегает к услугам пластических хирургов, чтобы улучшить свою внешность или выглядеть моложе. На сегодняшний день пластические операции перестали быть чем-то экзотическим, возможным только для знаменитостей и звезд эстрады. Постепенно эта отрасль медицины превращается в сферу повседневных услуг, доступную многим. Поэтому, безусловно, стоит выяснить, каково мнение Торы на этот счет.

С пластическими операциями по коррекции внешности возникает несколько галахических проблем.

Во-первых, Тора категорически запрещает человеку наносить себе травмы и раны без особой нужды. Тело дано нам Творцом, и мы не вправе делать с ним все, что заблагорассудится. Кроме того, любое хирургическое вмешательство всегда связано с определенным риском для здоровья, а по закону человеку запрещено ставить себя в опасную ситуацию без крайней необходимости (Циц Элиэзэр, ч.11, конец респонса 41). Поэтому для разрешения операции необходима веская причина. Обстоятельства во всех случаях различны, поэтому в каждом случае следует проконсультироваться у компетентного раввина. Но, как правило, весомая причина разрешить пластическую операцию, — внешний вид, который значительно затрудняет нахождение супруга. Если девушка не может найти мужа по причине некого изъяна во внешности (на лице или теле), она вправе по своему желанию его устранить (Игрот Моше, Хошен Мишпат, ч. 2, респонс 66). Но если цель операции — добиться большей привлекательности или моложавости, «ложиться под нож” запрещено. (Циц Элиэзэр, ч.11, конец респонса 41).

Когда речь идёт о мужчине, существует еще одна проблема — запрет ухаживать за собой так, как это обычно делают женщины. Этот запрет мудрецы выводят из стиха «да не надевает мужчина одежды женской” (Дварим 22, 5). Здесь мужчине запрещено не просто использовать женскую одежду, но и подражать формам поведения, характерным обычно для женщин. Поэтому, если цель операции — добиться большей красоты и привлекательности, мужчине она, безусловно, запрещена. Но если необходимо устранить некий объективно существующий изъян, это разрешено и мужчине (Минхат Шломо 82:7).

Вы пишете, что, корректируя свою внешность, мы изменяем тот свой образ, который создал Творец. В этом, безусловно, есть доля истины. Потому-то желание стать более привлекательным и моложавым не является достаточным основанием для проведения операции. Следует жить в гармонии с самими собой — такими, как нас создал Творец, а не гнаться за фальшивыми эталонами красоты, пропагандируемыми красочными глянцевыми журналами и другими СМИ. А вот менять свой внутренний мир — это только приветствуется. Но это куда сложнее, чем просто сделать пластическую операцию…

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его