«Тогда воспел Моше и сыны Израиля» (15:1). В книге «Шемен Тов» мы находим красивый рассказ. Святой гаон, раби Шмельке из Никольсбурга имел обыкновение учиться до полного изнеможения. Потом он против своей воли падал на короткое время, а когда приходил в себя, возвращался к учебе. И так продолжалось снова и снова. Его родные и ученики тревожились о его здоровье и позвали его друга и товарища, праведника, автора книги «Ноам Элимелех» из Лиженска. Когда тот пришел, раби Шмелке очень обрадовался ему и накрыл стол в его честь.
Гость сказал: «Принято, чтобы хозяин ел вместе с гостем». Хозяин согласился, и они вместе вкусили пищу «со стола Всевышнего». Поделились изученным в Торе, и хозяин предложил гостю кровать. Тот сказал: «Гостю неприятно есть, если хозяин не ест. Так же и спать ему неприятно, когда хозяин не спит».
Хозяин согласился и пообещал, что тоже пойдет в постель. И действительно, в ту ночь он спал много часов, набрался сил и встал свежим и с ясным сознанием. В силу этого он молился с таким воодушевлением, что, дойдя до «Песни моря», был похож на того, кто в данный момент переходит через море и поднимает края одежды, чтоб не намокли.
Мы каждый день произносим «Песнь моря», но как трудно прочувствовать это! В комментарии «Маген Авраам» написано следующее (это же приводится в «Мишна Брура» 51:17): «Песнь моря нужно произносить с радостью, представляя в уме, словно в этот день переходишь через море. Кто произносит ее радостно, тому прощают все грехи».
В будни мы загружены, и сердце наше не с нами, — словно пьяные, но не от вина, а от хлопот и беспокойств — от трудностей с заработком и повседневных проблем. Но святой шаббат — это день покоя и радости, когда приходит дополнительная душа; день, когда мы должны видеть все свои дела словно уже сделанными, без всяких тревог; день, о котором сказано: «Благословение Б-га обогащает, и не прибавится к нему печали» (Мишлей 10:22). Воспользуемся же этим подходящим моментом и произнесем песнь моря с радостью.
А самый подходящий для этого шаббат — это «Шаббат Шира». Прочтем эту песнь с радостью, и нам простят все грехи, мы словно будем сотворены заново. В этот шаббат можно возвыситься и взглянуть на себя так, словно мы выходим из Египта, словно нас только что освободили. Можем пережить преследование со стороны египтян и свою уверенность в Творце и в его служителе Моше, увидеть перед своими глазами разверзшееся море, пройти между стенами воды и посмотреть, как они обрушатся на войско фараона и его всадников. И тогда открыть уста, исполняя «Песнь моря» с большой радостью, удоставиваясь прощения грехов и открытия новой страницы в жизни! (Майян а-Шавуа)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Авраам Коен
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Авраам Коэн
Именно здесь, в Иорданской долине, напротив города Йерихо, еврейский народ под руководством Йеошуа Бин-Нуна вошел в землю Израиля после сорокалетнего блуждания по пустыне.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.