Темы: Гордость, Скромность, Работа, Исправление качеств, Зеев Гершензон
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые Равы! Долгое время меня мучает дилемма, чем руководствоваться при поиске работы. Я очень амбициозна и считаю это очень плохим качеством — гордыней, поэтому, наверное, чтобы исправить это свойство, мне надо пойти на любую работу, не считаясь с социальным статусом и престижем. Но, с другой стороны, я очень много училась, обладаю творческими способностями, знанием и опытом. Я задумываюсь о том, что раз Творец наделил меня способностями, я должна применить их на пользу Израиля, искать достойную работу в соответствии с образованием и навыками. Что важнее: применить свои таланты или принизить себя, чтобы бороться с гордыней? Т.
Шалом, уважаемая Т.,
В Торе, в главе «Ваякель»[1] о Бецалеле, мастере, который строил Мишкан, сказано: «И сказал Моше сынам Исраэля: Смотрите, Господь призвал… Бецалеля, сына Ури, сына Хура, из колена Йеуды». Раби Моше Файнштейн спрашивает: на что именно они должны были смотреть? Куда смотреть? Или, может быть, там раздался голос с Небес, который объявил о талантах Бецалеля и о том, что именно он должен строить Мишкан? Ответ — далее в тексте Торы[2]: «Исполнил его духом Б-жиим, мудростью, разумением, и ведением, и всяким умением». То есть, если у него есть способности — это знак, что ему предназначено реализовать их. И это — словно голос с Небес, объявляющий, что именно Бецалель избран для строительства Мишкана.
Известно также высказывание раби Исроэля из Саланта о талантах и способностях человека: на Небесах не дарят подарки, с Небес дают человеку инструменты, чтобы наполнить себя достойным содержанием.
Но и с другой стороны Вы правы, и об этом сказано в книге Пэле Йоэц[3]: следует человеку бежать от почета — как от огня!
Кажется, Ваш вопрос именно в этом: что предпочесть? Реализацию своих талантов, престижную работу, достойное социальное положение, но вместе с этим — неизбежную гордыню? Или такой жизненный путь, чтобы даже гордиться было нечем?
Продолжая тему бегства от почета, автор Пэле Йоэц пишет:
…и если его настигает это дурное качество — стремление к почету — пусть скажет себе так: Что я, и что моя жизнь? Ничтожная капля, прах и пепел, никчемный червь, сосуд, полный испражнений, стыда и позора! Ничего человек собой не представляет, и что мне даст уважение и почет еще от нескольких людей? И я, и они — суета сует, но вот если я в почете у Самого Всевышнего — зачем мне другая жизнь и почет перед людьми?..
…и должен человек быть по-настоящему скромным, и пусть всем сердцем верит, что на самом деле — он не достоин никакого почета в силу своей убогости, и незначительности, и малых духовных достижений, и в силу множества своих грехов. Ну, а если другие ошибаются в нем и почитают его, — пусть тем больше переживает из-за этого. Ведь, получая наслаждение от почета в этом мире, он отнимает часть от своих заслуг и вечного почета в Мире грядущем. И пусть его сердце замирает при мысли: если бы только знали мои соседи о моих грехах — держались бы от меня подальше!
И даже если ему кажется, что есть люди, худшие, чем он, и менее праведные — это не причина для того, чтобы возвеличиваться в своих глазах. Ведь Всевышний судит каждого человека в соответствии с его способностями, знаниями и возможностями. И, возможно, то, что от человека требуется в соответствии с данными ему способностями, он не делает (а его товарищ, о котором он думает, что тот менее праведен, — делает). И в таком случае в глазах Всевышнего — его товарищ почитаем и велик более, чем он сам. Так следует думать человеку, желающему избежать зла…
Как видите, правильный путь — действительно не гнаться за почетом и престижем. Но при этом — стараться реализовать все таланты и способности, данные нам Всевышним. Моше-рабейну, через которого Всевышний дал Тору народу Израиля, — знал о своей исключительной роли и своих способностях. Тем не менее, он не отказался быть тем, кем был. Но сама Тора о нем свидетельствует[4]: Моше — скромнее всех людей на земле…
С уважением и наилучшими пожеланиями, Зеев Гершензон
[1] Пятикнижие, книга Шемот, 35:30.
[2] Там же, стих 31.
[3] См. “פלא יועץ”, ערך “כבוד”
[4] Пятикнижие, книга Бемидбар, 12:3.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Гордость /геава/ — это та монета, которую вывел из обращения Великий Царь».
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Рав Дов Айзенберг,
из цикла «Так скажи дому Яакова»
Не только помыслы и поступки человека должны быть скромными, но и его одежда. Женщины должны позаботиться о том, чтобы длина их платьев и рукавов соответствовала требованиям Галахи.
Рав Зеев Гершензон
И о музыке в более узких аспектах?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Зеев Гершензон
Победа возможна?
Мирьям Климовская
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
Глава 2. Детали главных [отрицательных] качеств - гнева, вожделения и гордости
Рав Натан Агрес
Рав Эльяким Залкинд
Пока Шауль был мал в собственных глазах, он преуспевал перед Всевышним?
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Скромность по-еврейски»
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?
Рав Овадья Климовский
Почему не во всех случаях одинаково? Что это означает?