Маленький ребенок и Эрув. Доброго времени суток, уважаемые рабаним! Ответьте, пожалуйста, подробно и последовательно, со ссылками на источники на следующий вопрос. Ребенка, который умеет ходить, когда его поддерживают, можно вести по улице за руки? Если весь путь прогулки ребенок самостоятельно пройти не сможет, можно ли его нести часть пути: 1. на руках? 2. в специальном детском рюкзаке?
Большое спасибо, что обратились к нам. Рады видеть, что теперь читатели предъявляют более высокие требования к ответам у нас на сайте и хотят знать не только, как поступать в конкретной ситуации в соответствии с еврейский законом, но и откуда выводится сам этот закон.
Одной из 39 запрещенных в субботу работ является оцаа — перенесение предметов из одного «владения» (ршут) в другое. Перенос предметов более чем на 4 амот (приблизительно 2 метра) в общественном владении также запрещён.
Рассматривая этот запрет, Талмуд (Шабат 93 б) говорит: тот, кто выносит живого человека на кровати, не нарушает запрета Торы. Комментарий Тосафот разъясняет смысл сказанного: живой человек «сам себя несет». Т.е. человек, когда его несут, «поддерживает» свое тело и таким образом облегчает ношу. Соответственно, поскольку перенесение живых людей отличается от перенесения предметов, а для строительства Мишкана (Скинии) требовалось переносить только предметы, — переносить людей не запрещено Торой. (Выводы о том, какие действия запрещены в субботу, мудрецы сделали, изучая работы, производившиеся при строительстве Мишкана).
Сказанное относится только к перенесению человека (в том числе, ребенка), который может ходить самостоятельно. Поэтому переносить или везти на коляске больного, который не может передвигаться сам, или ребенка, который еще не умеет ходить, запрещено Торой.
Однако следует заметить: хотя, как было сказано выше, перенесение людей не запрещено Торой, оно запрещено мудрецами (Шулхан Арух 308:41).
Получается, что в субботу запрещено переносить на руках, в специальном рюкзаке или перевозить в коляске ребенка, который умеет ходить сам, там, где нет эрува, т.к. это запрещено мудрецами. Переносить же ребенка, который не умеет ходить самостоятельно, запрещено Торой.
Если ребенок еще не может ходить полностью самостоятельно, разрешено вести его за руки и помогать передвигаться, если он сам поочередно переставляет ноги (Шулхан Арух 308:41).
В определенных случаях, например, ради выполнения заповеди, разрешено попросить нееврея, чтобы он перенес или перевез на коляске ребенка, который умеет ходить сам. В данном случае действует обычное правило: разрешено попросить нееврея сделать то, что евреям запрещено мудрецами, если это необходимо для выполнения заповеди (Шулхан Арух 307:5). В каких именно случаях разрешено попросить нееврея перенести ребенка, который не умеет ходить сам, — следует проконсультироваться с раввином.
С уважением, Яков Шуб
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Эрув необходимо делать не только в общем дворе, но в любом месте, куда выходит несколько квартир. Считается, что хозяева квартир накладывают друг на друга запрет переносить вещи в общее владение.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Можно ли выносить из дома предметы в субботу?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Яков Шуб
Он непременно должен держать брюки вместо ремня?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Суббота»
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Яков Шуб
О каких методах защиты авторских прав сказано в еврейских источников
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его