Темы: Душа, Развод, Муж и Жена, Будущий мир, Чувства и разум, Даниэль Маршальский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Есть муж и жена, они один человек и в олам аба (будущем мире) будут вместе. А если они развелись и переженились на других людях, то эта связь рвется? Тогда насколько они были одним человеком? Тода раба. С уважением, Павел Чертушкин
Здравствуйте, Павел,
Рамбан в комментарии к Бэрейшит (1, 27) пишет, что первый человек был сотворён мужчиной и женщиной и душа у них была одна. И только позже они были разделены и стали разными созданиями.
Далее Рамбан говорит (к 2, 18): первый человек был сотворён двуликим и его тело могло передавать семя от мужской «стороны» женской «стороне». И, таким образом, он мог размножаться сам. Но Всевышний увидел — лучше, чтобы у человека была «помощница». И он бы видел её, и отделялся бы от неё, и соединялся бы с ней по своему желанию.
Ещё одно пояснение находим в комментарии Виленского Гаона: первоначально, до разделения на мужчину и женщину, у первого человека была только одна душа, объединяющая обоих. Потом Всевышний разделил ее на двоих. И поэтому, когда мужчина и женщина живут в мире и единстве, они составляют единое целое, т.е. возвращаются в состояние, предшествовавшее разделению души, и называются «человек». Они являются единым существом, а разделены только их тела.
Раби Йеуда Лива (известный как Маараль из Праги, 1512-1609; выдающийся законоучитель, мыслитель и каббалист) пишет, что человек был разделён на эмоциональную и рациональную части. Эмоциональная часть решает жизненные проблемы, используя чувства и эмоции, рациональная же часть намного чаще использует «холодный» разум и намного реже прибегает к чувствам и эмоциям. В этом и заключается различие между мужским (рациональным) и женским (эмоциональным). Женщине намного легче проявить чувства, чем мужчине, поэтому нам, например, кажется, что мать любит детей больше, чем отец. На самом же деле это не так, просто женщина проявляет свои чувства. Отец, конечно, тоже любит своих детей, но любит по-мужски, на уровне разума, а не эмоций. Поэтому отцу в воспитании легче проявить строгость, чем матери.
Чтобы продолжить, мы должны разобрать такое простое, на первый взгляд, понятие, как вера. Люди часто утверждают, что они «верят» или «не верят» в Б-га, но что означает это слово — «вера»? Наши мудрецы указывают на различие между знанием и верой. Когда та или иная информация остаётся на уровне «головы», то есть не становится достаточно «мотивирующей», побуждающей человека к поступку, эта называется «знание». Но когда эта же информация «проникает» на уровень эмоций, то есть побуждает к действию, это уже вера.
Для «наглядности» приведём пример с курящим человеком. На сегодняшний день всем известно, что курение наносит вред здоровью, об этом сообщают все без исключения медицинские источники. Тогда почему до сих пор существуют курящие люди? Дело в том, что информация о вреде курения существует у них только на уровне знания. Этого недостаточно, чтобы побудить человека к борьбе с зависимостью. То есть человек «не верит» на уровне эмоций, что курение приведёт его к плачевным последствиям.
Рав Шимшон-Рефаэль Гирш (1808-1888, раввин и мыслитель, один из духовных лидеров евреев Германии, выдающийся комментатор Писания) пишет в своей книге Хорев: даже если человек знает — на уровне полной уверенности — о существовании Всевышнего, но это не побуждает его выполнять заповеди Всевышнего, он не считается верующим человеком. Рав Исраэль Липкин из Саланта (1810-1883, духовный лидер своего поколения, основатель этического движения Мусар) пишет (Сборник писем, письмо 1): борьба между желанием поддаться соблазнам и желанием совершать правильные действия, в которую «втянут» человек, — это война между его чувствами и ощущениями (соблазны), с одной стороны, и его разумом, с другой. У разума нет ни малейшего шанса победить чувства и ощущения, пока информация, постигаемая человеком, остаётся на уровне разума. Чтобы человек мог справиться со своими влечениями, он должен информацию о существовании Всевышнего «опустить» на уровень ощущений. То есть выработать в себе чувство страха перед Всевышним.
С учетом этого нам будет легче понять то, что говорит Маараль, объясняя, почему обязанность изучения Торы распространяется только на мужчин. Так как женщины более эмоциональны, им легче донести информацию до уровня веры, чем мужчинам. Мужчинам же, так как они более рациональны, тяжелее перейти с уровня «знаний» на уровень веры. Для этого им необходимо изучение Торы. Но по этой же причине, потому, что они более рациональны, именно они должны учить Тору и передавать знание следующим поколениям. Ведь для наиболее точной передачи знаний требуется наименьший уровень эмоций.
Мидраш Рабба приводит высказывание Раби Хия бар Гамда: человек без жены — не цельный человек. То есть, он никогда не сможет стать цельным человеком, даже приложив к этому все усилия. Мужчина может достичь высокого духовного уровня, но не совершенства. Он достигает своего совершенства только тогда, когда будет связан с женой духовно. Тогда он возвращается на уровень первого человека до его разделения на мужчину и женщину. Когда они, муж и жена, действуют как единое цельное создание, он — как рациональная, а она — как эмоциональная часть одного создания, тогда они достигают совершенства. Тогда они способны достигать максимальных духовных высот в служении Всевышнему. По этой причине, говорят наши мудрецы, царь Хизкияу, бывший великим праведником, не достиг совершенства и не стал Машиахом: он не хотел жениться.
Рав Саадья Гаон (882-942) пишет: так как любое продвижение мужа по пути духовного совершенства (и наоборот) зависит от его жены, они как одно целое предстанут перед судом, который примет решение об их доле в Олам а-Ба.
Если в своё время муж и жена были очень сильно связаны друг с другом на всех уровнях, но потом развелись, — развод разрывает эту связь. И они уже не могут предстать перед судом как одно целое.
С уважением, Даниэль Маршальский
Рав Берл Набутовский
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Зеев Урман
Уму или чувству?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Акива Татц
Те вещи, которые осознаются «знанием» («даат»), никогда нельзя выразить, доказать или измерить.
Дов Геллер
Не причинять боль партнеру, а также делать для него что-нибудь приятное — одно из основных умений, требующихся в браке. Предотвратить трения между супругами гораздо проще, чем кажется. Надо стремиться отдавать больше, чем брать.
Редакция Толдот
Рав Даниэль Маршальский родился в 1980 в г. Львове, в ноябре 1990 года совершил алию в Землю Исраиля
Лея Трахтенберг
Рав Даниель Маршальский
Можно ли читать мифы древних народов и «Божественную комедию» Данте Алигьери?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его