Темы: Неевреи, Мировоззрение, Литература, Даниэль Маршальский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСуществует ли запрет на чтение нееврейских книг? Если точнее, то меня интересует, запрещено ли читать мифы древних народов и «Божественную комедию» Данте Алигьери? Н.
Здравствуйте, Н.,
Талмуд (трактат Санэдрин) приводит мишну, которая гласит: у каждого еврея есть доля в олам а-ба — будущем мире, кроме тех, кто отрицает грядущее воскрешение мертвых, Б-жественное происхождение Торы и неограниченность власти Всевышнего. Раби Акива добавляет в этот список и тех, кто читает сфарим хицониим.
Это книги, которые по разным причинам не были включены в Танах, несмотря на свое сходство с книгами Танаха. Надо подчеркнуть: в них нет отрицания еврейства, наоборот, они очень похожи на книги Танаха и по смыслу.
Почему же раби Акива запретил их читать?
Талмуд приводит два объяснения. Первое: раби Акива запретил читать книги, отрицающие принципы еврейства, а не книги, оставшиеся вне еврейского канона. Второе объяснение — мнение рава Йосефа: книги, не вошедшие в канон, тоже запрещены, так как содержат много ошибок.
Рамбам в комментарии к Мишне объединяет эти два объяснения и пишет: нельзя читать книги, отрицающие принципы иудаизма, и книги, не вошедшие в еврейский канон, так как в них содержатся не слова мудрости, а слова ненормальных, больных людей.
Рав Овадья из Бартануры (из Бертиноро; 15-ый век), комментируя эту мишну, добавляет в список книги Аристотеля и других греческих философов. Однако Рамбам (Маймонид) читал и изучал греческих философов, как это следует из его книг.
Автор Бейт а-Бхира (рав Менахем Меири, 13-ый век) объясняет: читать книги, не вошедшие в еврейский канон, запрещено, только если читатель воспримет их как истину. Но заглядывать в эти книги, не принимая их как истину, запрета нет.
Иерусалимский Талмуд отделяет книги, не вошедшие в еврейский канон, — их нельзя читать, так как человек по ошибке может принять их за истину, — от книг греческих поэтов, которые читать можно, так как их за истину не принимают.
Таким образом, из приведенных источников следует, что читать греческие мифы можно, так как ни один здравомыслящей человек их за истину не примет. Но вот «Божественную комедию» Данте, оперирующую понятиями, общими для евреев и христиан (ад, наказание грешников), можно «эмоционально» воспринять как истину. Хотя образы, созданные великим поэтом, не соответствуют еврейскому мировоззрению.
С уважением, Даниэль Маршальский
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Редакция Толдот
Рав Даниэль Маршальский родился в 1980 в г. Львове, в ноябре 1990 года совершил алию в Землю Исраиля
Гади Поллак
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Знакомьтесь — еврейство»
Рав Цви Вассерман
Понимание жизни как служения, полное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальнейшие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Даниель Маршальский
Эта связь рвется? Тогда насколько они были одним человеком?
Гади Поллак
Гади Поллак
Рав Хаим Бурштейн
Рав Реувен Куклин
Евреи в Египте были гоями?..
Рав Даниель Маршальский
Почему же часто говорят и пишут «Отец Небесный»?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его