Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сеадья (Саадья) Гаон — Рав Сеадья бар Йосеф (4642-4702 /882-942/) — глава (гаон) ешивы в Суре.

Рав Сеадья бар Йосеф (р. Сеадья Гаон; 4642-4702 /882-942/) — глава (гаон) ешивы в Суре.

Происходил из рода великого мудреца и чудотворца эпохи Мишны р. Ханины бен Досы (см.).

Родился в г. Фаюме, на севере Египта. Переселился в Землю Израиля, оттуда перебрался в мусульманскую столицу Вавилонии — г. Багдад.

Р. Сеадья активно выступал против влиятельной ереси караимов, разоблачая ложность их взглядов.

Был избран гаоном Пумбедиты, а в 4688 /928/ году гаоном ешивы в Суре, которая переживала тогда упадок и запустение — главы общины надеялись, что ему удастся возродить этот прославленный центр еврейской учености. И действительно, под руководством р. Сеадьи Сура обрела былую привлекательность для знатоков Торы.

Однако спустя два года возник острый конфликт между р. Сеадьей и рейш галута (административным главою вавилонской общины), вызванный тем, что мудрец отказался покривить судом ради корыстных интересов семьи рейш галута. В течение семи лет р. Сеадья вынужден был скрываться от мести врагов. В этот период он и написал большинство своих книг, в том числе и знаменитый труд по еврейскому мировоззрению Эмунот ведеот.

Его перу принадлежат комментарий на Тору, перевод Писания на арабский язык, книги по грамматике иврита, а также алахические исследования, среди которых особенно выделяется Сефер айерушот — книга, посвященная законам наследования.

Кроме того, р. Сеадья составил один из первых молитвенников — сидур, получивший название Сефер меасеф лехоль атфилот веабрахот (Книга, содержащая все молитвы и благословения).

В 4697 /937/ конфликт со светскими властями уладился, но к руководству ешивой р. Сеадья уже не вернулся (Раавад, Седер акабала; Седер адорот). Скончался в Суре, в возрасте шестидесяти лет.

С его смертью ешива в Суре окончательно лишилась прежнего значения и вскоре прекратила свою деятельность.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»

Подробнее о жизни и личности Саадьи Гаона.


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.