Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Это действительно страшная история. Если вы раввин и вас пригласили на урок в школу к девочкам, то – поскольку на дворе стоит недельный раздел "Ки-тиса", а значит, актуальна тема цдаки – лучше этого рассказа нет.
Лучше всего устроить соло-представление перед тремя-четырьмя классами, возраст неважен, диапазон 9-14 лет. Пока школьниц будут собирать в физкультурном зале и рассаживать по скамьям, можете постоять у окна и подивиться на скупую зимнюю погоду одесских окраин.
Сами по себе девочки не успокоятся, поэтому придется раздать конфеты. Лучше всего заранее приготовить пакет с бадацными "тофи" из Иерусалима. Идут на ура. Раздайте по одной, шум поощряйте, конфеты можно кидать персонально через головы, ни одна на пол не упадет.
На пятерых последних не хватит. Скажите, что осталось только две, – кто от своей откажется? Обычно четыре девочки из пяти отказываются, отдайте две, а трех праведниц прилюдно похвалите. После чего нечаянно найдите в кармане еще шесть конфет – и вручите их этим замечательным девочкам, по две на каждую, сообщив, что небеса всегда поощряют бескорыстность. Если не сразу, то позже, но гарантированно.
И приступайте к рассказу. (Мидраш Танхума, раздел "Эазину".)
** **
Один богатый человек выдал свою дочь замуж. И все бы хорошо – да только молодой муж умер в день свадьбы, как только разошлись гости, а почему – никто не знает.
Делать нечего, повздыхали, поплакали – и выдал он ее за второго мужа, с виду здорового и крепкого. Отыграли свадьбу – но и он умер – и тоже вечером, сразу после того как гости разошлись, а молодые остались одни. Схватился за горло (покажите, как он схватился), захрипел и умер.
Таких женщин, девочки, – у которых мужья умирают один за другим, называют на арамейском языке – а мы на нем говорили в древности, – их называют иша-котланит, убийца.
Тут обязательно кто-нибудь из девочек, задвинув конфету за щеку, спросит, а почему убийца, ведь она никого не убила? – Ну да, говорите вы, никого не убила, только мужья умирают как мухи, и какой отец отдаст за такую девушку своего любимого сына? Я бы не отдал.
Продолжаем. Надо сказать, что это был особый случай. Девушка, у которой умерли уже два мужа, слыла большой праведницей – она раздавала цдаку, помогала людям чем могла, приветливо со всеми разговаривала, учила Тору и любила всех-всех. А также слушалась старших. Поэтому многие к ней продолжали свататься – несмотря на то что у нее умирали мужья. Люди говорили, что это случайно, и уж третий точно выживет.
Я думаю, они сватались к ней не из-за денег ее отца, совсем не из-за денег. А именно, из-за того что она была очень хорошим и скромным человеком, красавицей и умницей.
Но отец всем отказывал! Потому что был уверен, что женихи умирают неслучайно. Просто у нее такой мазаль, печальная судьба. Да-да, за что-то она наказана. (Это как в нееврейских сказках: злая фея наколдовала. Но никаких фей не бывает. А поэтому тут все намного интересней, вот слушайте дальше.)
Был у ее отца двоюродный брат, жил он за границей, скажем, в Сирии, в городе Халеб. Оттуда пять дней надо скакать до Эрец Исраэль через горные перевалы и по мостам над глубокими пропастями.
У того двоюродного брата был сын. Юноша, прилежный в учебе, скромный и мудрый, если можно так сказать про невзрослого человека.
Прослышал тот сын о нашей удивительной праведнице и ее несчастной судьбе – когда женихи умирают в день свадьбы и никто не знает, как такое несчастье предотвратить. И решил он тоже посвататься. Уговорил отца, собрал компанию спутников в дорогу, поехал в Израиль, прибыл – и явился к отцу девушки.
Тот, как увидел его, всплеснул руками и стал отговаривать. Мол, ты мой племянник, я не могу позволить совершиться страшной трагедии, езжай обратно домой.
И добавил: если ты приехал к нам из-за денег – то знай, что я обязуюсь давать тебе ежемесячно столько, сколько давал бы своему зятю. Лишь бы ты остался живым.
Но юноша уперся рогом сказал, что он хочет жениться на его дочери и от своего не отступит. (Перечеркнутые слова в этой фразе надо обязательно произнести, а потом сделать вид, будто ошибся в выборе речевой стилистики, и поправить самого себя. Дети такую игру принимают.)
И настолько был тот юноша хорош, что отец созвал раввинов и мудрецов города. Стал с ними советоваться. А вдруг, действительно, все это просто печальное стечение обстоятельств, и третий жених не умрет, как остальные, в день свадьбы.
Мудрецы сказали: нет такого в Торе, чтобы оставить молодую женщину незамужней! – Да, но что делать-то?
И тут объявился один старец. Никто его до этого в городе не видел. Вида благообразного, длинная седая борода, умные добрые глаза, говорит приятно и взвешенно.
Взял он слово – и все его стали слушать. Знаю, говорит он, почему так происходит. На небе приняли решение – что таково испытание для самой девушки и ее семьи. Что касается первых двух женихов – то они погибли каждый за свое прегрешение.
Но есть у меня один совет, который могу дать отцу девушки с глазу на глаз.
Отошли они в сторону, и он посоветовал отцу: когда будете играть свадьбу – а на нее соберите весь город – ничего не жалейте, пусть столы стоят богато накрытые, а гости веселятся на всю катушку как положено. Так вот, когда будете играть свадьбу – придет один нищий человек. Очень нищий и очень страшный. Не бойтесь. Ты его встреть приветливо и усади рядом с собой за почетным столом, щедро угощай – и все будет хорошо!
Как вы понимаете, девочки, этим стариком – который только что дал совет – был Элияу Анави, пророк Элия. Он всегда помогает евреям в подобных ситуациях. Дал он совет – и исчез. Т.е. вышел из комнаты, где заседали мудрецы, все посмотрели в окно, а там уже никого нет. Растворился. (И вы разводите руками в воздухе.)
Так и сделали. Поставили молодым хупу, пригласили гостей к столам. Заиграли музыканты. Сначала среди гостей царило напряжение, все смотрели на жениха. О, какой смелый жених, ничего не боится. Но запели песни, завели хороводы, и свадьба стала как свадьба.
Да только отец невесты и сам жених ждали того страшного бедняка. И вот скрипнула дверь.
(Вы в это время подходите к дверям зала. Становитесь на пороге и говорите: и вот скрипнула дверь. После чего выходите в коридор – и медленно входите обратно. Теперь надо говорить трагическим голосом, очень низко и медленно.)
Вошел страшный человек. (Согнитесь пониже, будто у вас горбушка на спине.) Все затихли, смотрят на него. А он на людей. (Начинайте пристально смотреть на девочек по очереди вдоль всего ряда. Исподлобья и нахмурившись. Вы умеете грозно смотреть? Заранее отрепетируйте.)
И все поняли, что пришел малхамовес, ангел смерти. Он глядит на каждого, будто решает, забрать этого – или, может, этого? Так посмотрел на всех и повернулся в сторону стола с женихом.
А к нему уже бежит отец невесты. Приглашает к столу, улыбается, говорит ласковым голосом: просим присоединиться к нам, отведайте кушаний, окажите нам такую честь, мы вам рады.
Посмотрел он на отца странным мутным взглядом – но пошел к столу, там сел с краю, начал разглядывать тарелку, которую перед ним поставили с едой, удивился, посмотрел со всех сторон на вилку, лежавшую рядом, наколол маслину, поднес к лицу и стал рассматривать.
А все сидят молча и дрожат со страху. Глаз от жуткой сцены отвести не могут.
Стали люди уходить. Какое тут веселье, когда в зале сама смерть сидит! Зал опустел. Остались только трое – отец невесты, жених и смерть рядом с ними.
Молчат. Делать нечего, отец встал и сказал, что ему пора уходить. И ушел. Остались жених и ангел смерти.
Кто первый заговорит? Наконец, ангел сказал: "Собирайся, пришел конец твоей жизни, так постановлено на небе".
У жениха белое лицо. Он набрал воздуха в легкие и отвечает: "Дай один год".
"Год? Зачем тебе?"
"Написано в нашей Торе: "Если кто возьмет себе новую жену, пусть не идет в армию целый год, а сидит дома и веселит супругу, которую взял". От войны Тора спасает молодого мужа, а война – это смерть. Значит, и ты можешь дать мне год передышки".
"Нет".
"Хорошо, прошу полгода".
"Сказал тебе: решение уже принято".
"Тогда дай мне семь дней праздника. Раз ты не убил меня до свадьбы, значит, надо, чтобы я женился. Но что за свадьба без семи благословений? Такого у евреев не бывает! Дай мне одну неделю".
"Никому еще не удалось меня уговорить, и тебе не удастся. Я исполняю то, что принято на небе".
"Тогда позволь мне посоветоваться с женой. От этого ничего не изменится. Минутой раньше, минутой позже. А ты пока доешь свою маслину".
"Зачем советоваться, если все равно не поможет?"
"Я не могу уйти, не попрощавшись с ней".
"Ладно, ступай к жене. Даю пять минут". – И он остался, созерцая странную маслину на своей вилке. Никто раньше ему ничего подобного не предлагал. Ангела смерти едой не угощают. А тут оказались какие-то странные люди – смерть решили накормить!
Итак, пришел наш жених к молодой жене, все рассказал. Та плачет. Говорит: "Я пойду и поговорю с ним".
"Зачем тебе говорить с ангелом смерти? Он в переговоры не вступает".
"Как зачем? Он у меня забирает мужей, а я должна молчать?!" – Оттолкнула своего мужа и вошла в зал к смерти.
Вошла и говорит: "Разве так делается в мире, который создан милосердным Всевышним? Тебя встретили, накормили, оказали почет – а ты за это убиваешь?!"
"Не я убиваю. Я только посланец".
"Раз так, то требую от небес пересмотреть приговор. Ибо он несправедлив!"
И вдруг ангел говорит (и даже голову на бок склонил, будто удивляется своим словам): "Ладно, из-за того что вы сделали мне милость – дав мне цдаку как бедняку, который пришел голодный, – пойду, посоветуюсь с небесами".
И тут же исчез. Испарился в воздухе.
И в ту же секунду вновь появился. Объявляет: "Небеса согласились пересмотреть свое решение – и изменить весь мир (тут ваш голос должен подчеркнуть важность момента). Изменить его из-за цдаки, которую вы дали ангелу смерти".
Цдака спасает от смерти!
** **
Вот и весь урок. Ничего так получилось?
Осталось показать связь сегодняшнего раздела Торы "Ки-тиса" и объявленной темы: цдака спасает от смерти.
Написано в Шмот 30:12: "Пусть каждый даст выкуп за свою душу… И не будет среди них мора при их переписи (исчислении)". – Это про заповедь собрать со всех по полшекеля.
Раши: потому что перепись (евреев) приводит к айн-ара, сглазу (Мы как бы говорим Сатану – вот нас сколько!)
Сифтей-Хохамим поясняют: отсюда видим, что обязать евреев принести по полшекеля надо было не для того, чтобы деньги пошли на детали Переносного храма (Мишкана), а для того, чтобы среди них не было мора.
Т.е., деньги (серебро) надо было собрать. И собрать со всех по одинаковой сумме. Но это похоже на перепись (общее число людей становится известным). А перепись приводит к мору. Поэтому было сказано: ваши деньги это взнос в Храм, цдака. И добавляется: чтобы не было мора. Вывод: цдака спасает от мора, от смерти.
Вся история записана на видео-уроке "Цдака как спасение". Запись студийная, сделана не в Одессе.
Теги: Дети, Недельный раздел