Темы: Пятикнижие, Моше, Свобода выбора, Предсказание, Дарование Торы, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Уважаемые раввины! Давно не могу найти ответ на детский вопрос — если евреи получили Тору на горе Синай — значит, все события, там описанные, им должны были быть известны заранее — включая их собственную гибель в пустыне и прибытие в страну Израиля следующих поколений… Однако создаётся впечатление, что для участников истории всё это было неожиданностью? Слышал предположение, что текст Пятикнижия был записан слитно… Или получены были только скрижали? Уверен, что я не первый, кто задал такой вопрос — помогите разобраться! Кого ни спрашивал — смотрят косо! Заранее спасибо!!!
Шалом, уважаемый Кирилл!
Вопрос Ваш вовсе не детский, а вполне резонный, и уж точно нет причин смотреть косо на того, кто его задает. И вы правы: люди обычно не знают о том, что произойдет, и тем более о том, как поступят они сами. Это и является условием свободы выбора.
Оба высказанных Вами предположения имеют под собой основу: на горе Синай не был дан тот свиток Торы, который находится у нас. Там была получена Тора — как учение, как свод Законов, как смысл жизни. Устной Торе, полученной на Синае, Моше обучал народ в течение всех странствий по пустыне. Письменная же Тора была записана (разумеется, под диктовку Творца) позже. В трактате Гитин приводится спор мудрецов о том, когда именно это произошло: одни утверждали, что свиток Моше получил только в самом конце путешествия, перед смертью, другие же доказывали, что он писал свиток постепенно, в течение всех сорока лет странствий. Так что единственным материальным предметом, полученным Моше на горе Синай, действительно были скрижали Завета.
О словах, написанных слитно: существует мнение мудрецов, что последние восемь стихов Торы Всевышний передал Моше в таком виде, чтобы тот не знал заранее подробностей собственной смерти, и поручил Йеошуа разделить эти слова впоследствии.
Существует, правда, традиция, которая гласит: до того, как Тора спустилась в наш мир, она выглядела — в духовном мире — как сплошной текст, не была разделена на слова. Однако Моше получал ее уже в том виде, в котором она дошла до нас.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Реувен Куклин
Когда и почему появились названия книг Письменной Торы?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
из книги «Дерех Ашем»
Рав Моше Пантелят
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Натан Агрес
Или она была переведена на человеческий язык?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Ефим Свирский
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ