Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Свобода выбора, Душа, Переселение душ, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима
Кроме всего прочего, достигнутый там (речь идет об Америке начала XX века. — Прим. пер.) успех не стоит и гроша. С чем можно это сравнить? С тем, как жили в одной комнате двое юношей, богато одаренных способностями и памятью. Выросли они и расстались. Один стал «живущим в шатрах», познавал Тору все глубже и глубже, пока не стал раввином в каком-то городе. Второй же решил жить по-иному, выучился медицине, ремеслу землемера и стал во всех областях признанным мастером, зарабатывающим в неделю несколько десятков рублей серебром. И вот однажды свела их судьба в одном местечке. Раввина пригласили разрешить спор двух богачей, а врача — к постели больного. Завершив свои дела и получив плату за них, они собрались разъехаться по домам. И когда они шли по улице, каждый к своей повозке, столкнулись, узнали друг друга, и врач спросил раввина, как он поживает и что привело его сюда. Тот рассказал ему. Врач заметил: «Да что там твой заработок по сравнению с моим! Ты получаешь после всех вычетов десяток рублей в неделю, а то и того меньше; я же — несколько десятков!» И сказал ему раввин: «Может быть, ты станешь больше уважать мой удел, когда я расскажу тебе, что произошло со мной только что.
Закончив разбирать спор и получив плату, я попросил одного агента нанять мне повозку на обратный путь, который составляет примерно полтораста километров. И он нанял повозку — ты видишь ее перед собой, — не самую красивую на свете, и договорился с возчиком, что я заплачу ему восемь рублей. Но тут прибежал другой, нечестный агент и захотел обмануть меня, сказав, что только что прибыла другая повозка, прекрасная и великолепная, с хорошими мягкими сиденьями, и стоит очень дешево: за всю поездку просят лишь два рубля серебром. (Он пояснил, что на ней только что приехал какой-то богач и теперь возчику придется возвращаться назад пустым. — Прим. сост.) Я тут же побежал все разузнать, и оказалось, что едет она совершенно в другую сторону! Мне надо было на восток, а возчик собирался ехать на запад! Только чудо спасло меня: ведь если бы я прислушался к словам обманщика, позволил бы ему ослепить глаза мои великолепным убранством повозки и не исследовал всего досконально, пришлось бы мне сначала возвращаться на полтораста километров сюда, а потом еще столько же — домой. Кто знает, хватило бы у меня сил на трехсоткилометровое путешествие по такой ужасной дороге?
То же самое могу я сказать про нас с тобой. Все знают, что наш мир — это как большая ярмарка, где можно найти самые разные товары на продажу; человек и послан в наш мир специально, чтобы скупить их. Товары эти — Тора и заповеди, прибыль от которых больше, чем от любого другого приобретения. Когда же завершит человек свой труд, вернется дух его к Г-споду, чтобы наслаждаться светом жизни. И потому, хотя я и приобрел свою Тору и заповеди ценой больших усилий и сейчас мой заработок тоже не так уж велик (он походит на ту повозку, которая не так уж удобна и красива), тем не менее в конце концов я с миром доберусь до места, и будет сопутствовать мне праведность моя, и Б-г почитаемый примет меня с большим уважением, по слову Писания: “И будет предшествовать тебе праведность твоя, и слава Б-га примет тебя”.
Ты же бежал от Торы и заповедей, решив наслаждаться тем, что предлагает этот мир. Действительно, в течение краткого времени ты радуешься тому, что едешь в замечательной повозке с мягкими сиденьями, и очень задешево, — но знай, что едешь ты не туда! Ты движешься в обратную сторону и с каждым днем лишь удаляешься от места своего назначения. А в конце, когда вернется душа твоя в вышний мир, заставят ее снова возвращаться в этот мир и ехать обратно, исправляя то, что ты испортил».
И мне кажется, что именно об этом говорил царь Шломо в стихе: «В чем преимущество человеку от всякой работы, которую будет делать он под солнцем?» (Раши объясняет: «Слово Тахат надо понять как “вместо”, а не как “под”, т.е. светом солнца взамен света Торы, который и есть истинный свет».) На первый взгляд стих должен был сказать «которую сделал», а не «которую будет делать». Но, по-видимому, объяснение здесь очень простое.
Напоминает это слугу, которого хозяин послал на рынок, чтобы что-то купить. Слуга купил некачественный товар, и хозяин велел ему идти обратно и купить вместо него другой, да еще и накричал на него: «Разве это называется: служить верно? Разве может надежный посланец не обратить внимания, что он покупает для своего хозяина, так что ему придется идти назад?» Стих говорит о том же самом: когда человек, живя в этом мире, трудом своим добыл некачественный товар, ему придется потом вернуться из вышнего мира обратно сюда. Поэтому и говорит стих: «В чем преимущество (…) от работы, которую будет он делать?» То есть: если он исполняет свою работу так, что потом придется ее переделывать. Поэтому и продолжает Писание словами: «Поколение уходит, и поколение приходит…» — то же самое поколение возвращается еще раз.
Нефуцот Исраэль, 6
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего