Темы: Муж и Жена, Овадья Климовский
Как совместить семью и самосовершенствование? Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Шалом! Вы правы, в какой-то мере семейные обязанности мешают изучению Торы. Поэтому наши мудрецы (Кидушин, 29б) рекомендовали сначала потратить какое-то время на изучение Торы, а уж потом жениться (если задержка женитьбы не подведет человека к греху, разумеется). Тем не менее, рано или поздно, жениться необходимо. И простым ответом на Ваш вопрос было бы сказать: женитьба — это прямая обязанность каждого еврея, вытекающая из заповеди «плодитесь и размножайтесь». И эту заповедь мы должны выполнять так же, как и все остальные, даже если это мешает изучению Торы. Исполнение любой мицвы отнимает какое-то время, к выполнению некоторых из них надо долго готовиться, как к Песаху и Суккоту. (Хотя и был мудрец по имени Шимон бен Азай, который не пожелал заводить семью, потому что, по собственному его выражению, «душа его жаждала Торы». Только Торы, и ничего другого. Мудрецы, несмотря на все уважение к его необъятным знаниям и любви к Торе, не одобрили такой путь).
Этот ответ верен и достаточен. Но, истины ради, прибавим, что правильная семейная жизнь для еврея — это ступенька к невероятным достижениям в работе над своей личностью. Только в семье человек сможет проверить себя, по-настоящему ли он добр, отзывчив, терпелив. Живя в доме с человеком, с которым Вы не были даже ранее знакомы, у которого могут быть привычки, вкусы, взгляды на жизнь совершенно отличные от ваших, Вы, тем не менее, должны добиться его/ее любви, и стать друг для друга самыми близкими людьми. Те, кто ставят целью супружества совместное служение Всевышнему, а не эгоистическое «выжимание соков» из супруга/супруги, те успешно добиваются своего. И это — то самосовершенствование, которое угодно Творцу.
Читайте: Еврейская семья
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Ханука»
Рав Бенцион Зильбер
Мне самому зажечь ханукальные свечи, или пусть лучше жена?
Браха Губерман
Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.
Рав Мендель Агранович
Рав Яков Шуб
Чья обязанность больше?
Рав Яков Шуб
Кто считается «гостем»?
Рав Арье Кацин
Первый день Хануки — наиболее радостный. Градус праздничной эйфории постепенно снижается. Почему же мы не уменьшаем количество свечей в ханукие, а увеличиваем?
Рав Бенцион Зильбер
Свечи должны гореть, пока на улице есть прохожие? Но ведь в наше время они находятся на улице до 11 или 12 ночи!
Рав Яков Шуб
Рав Реувен Куклин
Моя работа продолжается после выхода звёзд
Рав Авраам Куперман