Темы: Шломо, Рав Реувен Куклин, Танах, Песнь Песней, Любовь, Святость
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВопрос: мы говорим, что ТаНаХ это святая книга, но как может в святой книге записатьса песня любви, Шир hаширим? Почему Шир hаширим вошел в ТаНаХ????? Руфат, Москва
Уважаемый Руфат,
Песнь Песней действительно одна из священных книг Танаха. Более того, это самая особенная, самая удивительная из священных книг.
Говорит рабби Акива (Мишна, трактат Йадаим 3, 5): «Весь мир не стоит того дня, когда была дана Песнь Песней Израилю, потому что прочие Писания священны, а Песнь Песней — святая святых». Сказано также в мидраше (Мидраш Рабба 1, 11): «Песнь Песней — лучшая из песней, самая прекрасная из песней, самая замысловатая из песней (месульсаль — речь идёт о красоте языка и образности, от выражения а-месальсэль би-сэаро — “завивающий волосы”)».
О Вашем вопросе, как Песнь Песней может считаться одной из священных книг, если это — песнь любви. Ваше удивление мне не совсем понятно. Почему, по Вашему мнению, любовная песнь не может быть священной? Само чувство любви является самым возвышенным из всех человеческих чувств. И самые важные мицвот (заповеди) связаны именно с этим чувством, например, заповедь любить Б-га, которую Рамбам приводит третьей в своём перечне мицвот (вслед за заповедями верить в Б-га и полагать Его Единым); заповедь «люби ближнего твоего, как самого себя» (Ва-икра 19, 18), о которой рабби Акива сказал: «“Люби ближнего твоего, как самого себя” — главенствующий принцип в Торе»; а также заповедь любить гера (Дварим 10, 19). И царь Давид сказал (Тана дэ-Вэй Элиягу 3): «Я боялся радости своей (т.е. даже когда радовался, я не забывал о страхе перед Б-гом), и радовался в страхе своем, а любовь моя превосходила и то, и другое» — т.е. любовь царя Давида к Всевышнему была самым большим чувством, переполнявшим его сердце.
И любовь мужа к жене — одно из самых великих преимуществ. Сказали наши мудрецы (Йевамот 62, 2): «О том, кто любит жену, как самого себя, и уважает её больше, чем себя…, говорит Писание: “И узнаешь, что благополучен шатёр твой, и осмотришь жилище твоё, и не будет у тебя ущерба” (Эйов 5, 24)».
То, что привело Вас к мысли, что любовная песнь не может быть частью Священных Писаний, это тот факт, что люди осквернили чувство чистой любви, превратив его в любовь к женщинам, которые запрещены. Нет необходимости говорить об этом подробно, ведь каждый знает сам, насколько искажено понятие любви (см. Как иудаизм относится к интимным отношениям? ). Сказал Хазон Иш: «То, что у этих людей называется любовью, у нас называется карет (“отсечение души” — наказание от руки Небес, которое по Торе полагается за многие половые преступления)». Сказано в Каббале, что любой святости противостоит нечистота, и чем больше святость, тем больше противостоящая ей нечистота; это относится и к любви.
Но, конечно, если бы Шир а-Ширим была просто песнью о любви между женихом и невестой, она не вошла бы в число священных книг по другой причине: священные книги говорят только о вещах, лежащих в основе мира. Так и прочие священные книги не рассказывают «просто рассказов»; сказанное в них содержит глубочайшие тайны. Книга Зоар пишет (Бэаалотха): «Пусть дух выйдет из того, кто говорит, что рассказы в Торе означают только сам рассказ. Потому что если бы было так, она не была бы Торой с Небес, истинной Торой… Но, конечно… каждое слово (Торы) открывает нам вещи с Небес; каждое слово и каждый рассказ означают не только само это слово и этот рассказ…».
Не вызывает сомнения, что Песнь Песней говорит о великой любви между народом Израиля и Всевышним. Раши пишет в начале своего комментария к Шир а-Ширим: «Учили наши мудрецы, что слово Шломо в Песни Песней всегда обозначает Святого [т.е. содержит “намёк” на Всевышнего] — Царя, Которому принадлежит всё благо и благополучие (шалом). Песнь, которая выше всех песней, пропета Всевышнему его общиной и народом — кнесет Исраэль». Это объясняет великую святость Песни Песней.
В книге Зоар (Трума) сказано: «Вот уровень этой Песни: в ней — вся Тора, и в ней содержится всё деяние Творения, все тайны праотцев, всё египетское изгнание и Исход Израиля из Египта, и Песнь на море, и все десять заповедей и Синайское откровение, и странствия Израиля в пустыне — до прихода в Эрец-Исраэль и построения Храма, и всё воцарение Всевышнего в любви и радости, всё изгнание Израиля и рассеяние между народами и их Искупление… Каждое слово Песни Песней — святая святых».
С уважением, Реувен Куклин
Читайте:
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Песней восхваляется «невеста»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Я принадлежу моему другу, а мой друг — мне»
Рав Ицхак Зильбер рассказывает о самопожертвовании и освящении Имени Творца. Величие еврейского народа строится из кирпичиков самопожертвования миллионов конкретных людей. Истории освящения Имени как ничто иное демонстрируют истинность любви евреев к Творцу.
Эстер Оффенгенден,
из цикла «Песнь песней»
Ципора Харитан
Рав Натан Агрес
Эстер Оффенгенден
Рав Цви Вассерман,
из цикла «Песнь песней (Шир аШирим)»
Согласно многовековой еврейской традиции, весь текст Песни Песней - это аллегория об отношениях Всевышнего и еврейского народа. Раши (раби Шломо Ицхаки, 1040 — 1105) раскрывает нам одну из граней этой аллегории. Данный перевод основан на комментарии Раши и представляет собой одну из интерпретаций аллегории Песни Песней. Для удобства сравнения мы публикуем и буквальный перевод.
Рав Реувен Куклин
Притчи Шломо были получены им непосредственно от Б-га?
Рав Овадья Климовский
Объясните значение этого выражения...
Эстер Оффенгенден,
из цикла «Песнь песней»
Рав Цви Вассерман,
из цикла «Песнь песней (Шир аШирим)»
Согласно многовековой еврейской традиции, весь текст Песни Песней - это аллегория об отношениях Всевышнего и еврейского народа.
Рав Натан Агрес
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его