Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Даже тот, кто уже заплатил пострадавшему положенное, должен испросить его прощение. Даже тот, кто обидел ближнего только словами, обязан просить, чтобы его извинили»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 9

Чем наша вера отличается от веры в идолов?

Отложить Отложено

Извините за детский вопрос. Понятно, что все евреи отлично знают, чем их вера в Творца отличается от прочих вер – в том числе от поклонения идолам.

Но вот я о себе такого не скажу: мне это отличие отнюдь не кажется очевидным. Сейчас объясню.

На последнем уроке из цикла "Еврейское поведение" речь шла о щедрости. А точнее о том, что давая другим людям, надо давать от всего сердца, – имеется в виду цдака и прочие заповеди, когда мы кому-то помогаем.

И вот, посреди урока, который назывался, кстати, "Больше чем можем", пошел такой текст (привожу натурально в записи со звука):

Что движет евреем Торы, когда он увеличивает свою помощь другим евреям? Ответ: он выполняет свою задачу, а именно – прилепляется, приклеивается к Творцу. По-русски это звучит жутко. Но это так. Поэтому сейчас объясню.

Начну с абстрактного вопроса (вот, где собака зарыта!):

Чем вера еврея в Всевышнего отличается от веры другого человека, скажем, в Будду или просто другого бога (Перун, Тецкатлипок, Дамбала и пр.)?

Если вы зададите этот вопрос своим знакомым, то многие скажут, что все отличия – в каване, в некотором внутреннем представлении. Они обращаются к идолу, а мы – к Царю царей всего мира, к Творцу.

Но я не об этом спрашиваю. Мне интересно: как мы обращаемся? чего мы просим? (Понятно, что это всего лишь наводящие вопросы.)

Отвечают: ну как – чего просим? Просим помощи себе и людям, всему еврейскому народу! Здоровья там, мира, чтобы дети хорошо учились, чтобы год был счастливым. У нас много просьб. Например, в Шмонэ-Эсрэ.

Я сопротивляюсь: и мы просим, и буддисты, и прочие люди. Любой идолопоклонник просит того же: помощи себе и соплеменникам. Или даже всему человечеству. Вы конкретно отвечайте: чем наши просьбы отличаются от их просьб?

Продвинутые говорят: мы не только просим, мы еще благодарим Его.

Я: И они благодарят своих истуканов богов. Если те исполняют их желания.

Мой воображаемый собеседник: я знаю, чем мы отличаемся от них. Мы Его признаем, а они Его не признают!

Я (проявляя предельное упрямство): они вам скажут то же самое.

- А мне все равно, что они скажут!

- Это не тот ответ, который я прошу.

- Позвольте мне! (Кто-то новый из заднего ряда рвется к микрофону.) Я знаю, в чем отличия.

- Ну?

- В том, что у нас есть Книга!

Общая поддержка и даже аплодисменты. Я, чтобы не испортить всем праздник, соглашаюсь: абсолютно верно. И что в той Книге написано по поводу нашего от них отличия?

Тут я понимаю, что всем становится скучно со мной – и приходится давать ответ.

Вот он, мой ответ:

- Они просят, чтобы идол сделал им то, чего они хотят. Мы просим, чтобы Ашем сделал нам то, чего Он хочет нам сделать.

Т.е., я могу просить здоровья, счастья, денег – но Он даст мне только то, что мне нужней всего. Иногда нашлет болезнь – чтобы я исправился – или научился преодолевать трудности – или понес наказание – или научился молиться. Иногда даст мне нищету или другие испытания и скажет, что, преодолев их, я стану сильнее и мне по плечу будут более серьезные испытания – и т.д. Но все эти испытания мне жизненно необходимы.

Я прошу у Него конкретных вещей – но готов принять все, что мне положено – то, что для меня лучше всего – даже если мне больно и неприятно.

Я согласен, чтобы Он помог мне изменить меня самого. Не столько людей вокруг меня – сколько  меня, именно меня!

А идолопоклонники хотят только одного – исполнения их желаний. И меняться они не хотят, - они хотят, чтобы изменился мир вокруг них, но не они сами.

Итак: мне нужны Его желания, но мои изменения, мой рост. Им нужны их собственные желания – и никакого роста, только изменения других людей вокруг них.

Вот в чем разница.

[И даже буддисты: они хотят выйти из мира воплощений и рождений – хотят нирваны – полного слияния с Буддой, полного небытия. Они хотят, чтобы исполнилось это их "нирванное" желание!]

Короче говоря, мы хотим, чтобы исполнились Его желания. (Это только фигура речи – ибо у Него ни в чем нет недостатка.)

Это и называется двекут, прилепиться к Всевышнему.

Так вот! Прилепившись к Нему, мы становимся частью Его. Он помогает людям, а не Себе – значит, и мы должны помогать людям в большей степени, чем себе!

Вот и вся теория о сердечной щедрости и о том, что, давая, надо стараться дать больше.

Теги: Видео-урок, Недельный раздел