Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

О современных «каббалистах»

Темы: Каббала, Лайтман, Изучение Торы, Ашер Кушнир

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый Рав! Недавно в интернете, интересуясь вопросами, связанными с каббалой, я нашел много всевозможных информативных ресурсов, тем или иным образом, связанными с Михаэлем Лайтманом. Я заинтересовался тем, что он высказывает. Что человек должен стремиться к полному альтруизму, к слиянию с Творцом. Что необходимо отдавать свою любовь окружающим, всему миру, и если каждый так будет поступать, то мы будем, как взаимосообщающиеся сосуды единого организма, единая душа. Сейчас человек стремится к наслаждениям, но как только он их получает, то чувствует пустоту. Прекрасные мысли, но я заметил много противоречий. Во-первых, очень странная хронология великих каббалистов. Первый Адам, потом почему-то сразу Авраам, а где же Ноах, хотел бы я узнать. После Авраама Моше, следующий сразу Шимон Бар Йохай, я согласен, что автор Зоар — великий каббалист, но куда делись все Пророки и Цари — Давид и Шломо? Я думаю, великие Пророки в каббале имели познания не менее глубокие, чем великий РАШБИ. Господин Лайтман часто противоречит сам себе. Религия — выдумка людей, и тут же ссылается на великих каббалистов, которые все были глубоко верующими людьми и соблюдали все Мицвот. Заметив такие противоречия, я стал искать другие ответы на мои вопросы. Господин Лайтман меня не убедил. На Вашем сайте я нашел статью уважаемого Рава Ашера Кушнира. Отличная статья, которая чудесным образом дает ответы на большинство вопросов для людей, кто в начале пути изучения Торы, Талмуда, Алахи. Извините, уважаемый Рав, за такое длинное вступление. Мои вопросы состоят в следующем:1. Господин Лайтман в своем фильме говорит о том, что первым каббалистом был Адам и он написал книгу Розиэль Амалах (тайный ангел). Правда ли это? Что это за книга? Можно ли читать эту книгу на начальном уровне вместе с трудами Рамхаля, Магараля, как советует Рав Кушнир? 2. Господин Лайтман вторым каббалистом называет Авраама, который, по его мнению, написал книгу «Сефер Ецира» (Книга Созидания)? Правда ли это? Что это за книга? Можно ли ее читать на начальном этапе? 3. Почему господин Лайтман считает, что последними великими каббалистами были — рав Ехуда Лейб Алеви Ашлаг, Баал Сулам, и его старший сын — рав Борух Шолем Ашлаг? Они же после себя оставили учеников? 3. Уважаемый Рав Кушнир в своей статье приводит выдержки из книги ученика Рава Боруха Шолема Ашлага — рава Авраама Готтлиба: «нет никакой связи между новыми каббалистами и рабби Ашлагом». В одном из фильмов, а также на своем сайте господин Лайтман утверждает, что последние 12 лет жизни рабби Ашлага был его учеником, секретарем, другом, правой рукой. Что еще при жизни рабби Ашлаг благословил первую группу учеников господина Лайтмана, а также его первые несколько книг. Я бы хотел узнать, правда ли это? Каким образом рабби Ашлаг, благословенна память о нем, мог напутствовать господина Лайтмана, если он так далеко отошел от своего духовного наставника и учителя? Если господин Лайтман говорит неправду, почему его никто не остановит в судебном порядке? А если он говорит правду о благословении рабби Ашлага, значит, он имеет право на свою деятельность? Если Вам не трудно, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы. С уважением! Макс Гофман

Отвечает рав Ашер Кушнир

Уважаемый Макс!

Попробую коротко Вам ответить.

  1. По еврейской традиции книгу «Разиэль ХаМалах» приписывают первому человеку — Адаму. Эту книгу он получил от ангела Разиэля в момент изгнания из Рая. Сосредоточенные там знания должны были помочь ему начать неизведанную жизнь в новом мире. Эту книгу он передал своему сыну Шету, и т.д. до Ноаха. Ноах передал Шему, и так она дошла до праотца Авраама, а через него по всем поколениям с изменениями — до наших дней. Читать Вы её, безусловно, можете, и если что-либо поймёте, дайте мне знать…
  2. «Сэфэр Ецира» написана праотцем Авраамом, и есть мнения, что дополнительно отредактирована рабби Акивой. В книге изложено учение о Творении Мира посредством 22 букв еврейского алфавита и 10 сфер (в общей сложности 32 канала мудрости). Можете и эту книгу спокойно пролистать…
  3. «Господин» учился много лет у рава Борух Шолема Ашлага, сына рава Йехуды Лейба Ашлага, и, как любой хасид, он почитает только своего рэбби (что же касается «последнего каббалиста», то явно он сам на это претендует, только стесняется об этом пока объявить…). К тому же, надеюсь, Вы понимаете, что он не может никого другого почитать, так как никто из современных еврейских мудрецов не то что его не признаёт (они его имени даже не слышали), но не всегда и его учителей принимают. В Израиле много ешив с каббалистическим уклоном, и в них не принято изучать книги р. Ашлага (кроме отдельной группы его последователей). Классическим и общепринятым комментарием на «Эц Хаим» во всех ешивот является РАШАШ — рабби Шалом Шаараби (мудрец из Йемена, живший в Иерусалиме в 17 веке), есть и другие принятые комментарии. Большое распространение сейчас имеет комментарий на Зохар «Маток мидваш» — «Слаще мёда» рава Даниэля Фриша.
  4. Вполне возможно, что рав Борух Шолем Ашлаг благословил его и его первых учеников, но кто мог догадаться, какую трансформацию взглядов они пройдут и как далеко их занесёт. Всё начиналось совсем по-другому…
  5. Что же касается судебного порядка, то в Израиле, как и во всём мире, человек волен обучать других чему угодно, при условии, что это добровольно и не наносит какой-либо ущерб государству.

Но позвольте добавить несколько слов об искусственно введённом термине «каббалист». Вы спрашиваете, был ли первый человек — Адам — первым «каббалистом», а праотец Авраам вторым?

Вопрос не о порядке, кто первый, а кто второй, а в том, что ни Адам и ни Авраам не были «каббалистами»! Они были людьми, имеющими и ищущими связь и близость с Б-гом, были пророками, а поэтому заодно разбирались в строении духовных миров, порядке их сотворения, цели Творения и т.д.

Но Вы скажете, что часть еврейских мудрецов называли «мэкубалим» — по-русски «каббалистами»! Верно, но это было как бы «добавкой» к описанию их духовной чистоты и богобоязненности. Все мудрецы постигшие каббалу были Раввинами, живущими глубоко религиозной жизнью (таким был и рав Ашлаг), и каббалистами их называли, только чтобы дополнительно подчеркнуть их обширные и глубокие познания в тайнах Торы и особое служение Б-гу.

Введение термина «каббалист» всецело соответствует целям отделения Каббалы от Торы и Иудаизма. Когда хочется подогнать под себя реальность, то и Адама можно записать в свою команду. Идея, что Адам был первый «каббалист», — льстит, но абсурдна так же, как попытка виноделов гордиться тем, что он был первым дегустатором…

Ашер Кушнир

Читайте: Каббала по дешёвке

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его