Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Когда этот “каббалист” был молодым, он уже был вором. Сейчас изменился только цвет его бороды. Вор стал седым».

С течением времени каббала становится все более и более знаменитой. Развивается некая каббалистическая мода, имеющая собственную символику. (Многие видели шерстяную ниточку красного цвета на запястье у новых «каббалистов» и их адептов). В мировых столицах и просто крупных городах открываются центры по изучению каббалы, зазывающие представителей всех национальностей.

К сожалению, нужно констатировать, что любой шум, который пробуют устроить вокруг каббалы, на самом деле связан с шарлатанством и мошенничеством. Сразу отметим, что, пытаясь на страницах нашего журнала довести до сведения читателей ту или иную информацию, мы обычно избегаем прямой критики конкретных людей или организаций, так как раздоры и конфликты — и минувшие, и сегодняшние — вредят еврейскому сообществу. Однако этот разговор о новых «каббалистах» выходит за рамки обыкновенных еврейских распрей и интриг, действительно имеющих место. Данная статья посвящена банальному вымогательству, прикрываемому каббалой. Наверное, многим известно о существовании раввинов-каббалистов, которые, проживая в Израиле, принимают публику, жаждущую получить мудрый совет или благословение. Иногда они пророчествуют о бизнесе, семейных делах, личных вопросах и тому подобном. В мире Торы, действительно, существуют группы людей и даже отдельные учебные заведения, изучающие каббалу. Необходимо пояснить, что изучение каббалы фактически заключается в штудировании специальной каббалистической литературы, значительная часть которой общедоступна. Но эти книги сложны или очень сложны даже для опытного талмудиста. Их изучение требует колоссального внимания и большой затраты времени. Знания каббалы настолько обширны и глубоки, что овладение ими не сравнимо с изучением академических наук. Различия между Торой и другими знаниями в том, что Тора: и Талмуд, и каббала — некое явление, выходящее за рамки «деяний рук человеческих». Практическое же приложение добытых огромным трудом знаний заключается в более глубоком понимании заповедей Торы и возможности их соблюдения на новом качественно отличном уровне. И Аризаль, изучающий со своими учениками мудрость книги «Гранатовый сад», приобщал их к истинному пониманию тайн Торы, связанных с устройством всего мироздания и предназначением человека. Различные операции или манипуляции практического свойства, связанные с так называемой практической каббалой, доступны только людям невероятно высокого уровня. На постижение ее тайн они потратили тысячи бессонных ночей, сделав это за счет возможного заработка и иногда отказа от самого необходимого. Конечно, на такое самопожертвование ради Торы способны только люди высочайших моральных устоев. Есть большое сомнение в существовании подобных старцев в нашем поколении.

Когда же мы слышим, что какой-то «каббалист» принимает людей, раздавая благословения за деньги и даже называя при этом конкретную сумму, мы имеем дело всего лишь с жуликом. Многие спросят: «Как же так, ведь у него длинный сюртук, седая борода и большая черная шляпа. И вы хотите мне сказать, что он вор?» На этот вопрос как-то лет 20 назад ответил мне рав Ицхак Зильбер: «Когда этот “каббалист” был молодым, он уже был вором. Сейчас изменился только цвет его бороды. Вор стал седым». Конечно, это некрасиво, но жизнь такова. Ситуации, в которых даже выдающиеся люди Торы изменяли этическим принципам в самой унизительной форме, подробно описываются в книгах пророков и писаниях, и еще более подробно разъясняются в Талмуде и книгах его комментаторов. Ну, а современные «каббалисты»-бизнесмены обычно имеют умеренные начальные знания в области каббалы. При всем этом они, как многие мошенники, являются довольно умелыми манипуляторами. Вот один из примеров их ловкости. Эту историю рассказал мне один американский раввин, довольно часто посещающий Москву. Некий молодой американский парень хасидского происхождения привез в Америку простого сефардского еврея благообразной внешности, до этого работавшего таксистом в Тель-Авиве, и стал импресарио этого таксиста, представляя его американской публике как каббалиста. Компаньоны пользовались всего лишь стандартными мошенническими приемами, подобными тем, что популярны у гадалок, которые рассуждают в рамках стандартных жизненных ситуаций, учитывая при этом лишь возраст, статус и психологический склад клиента. Например, религиозным женщинам, матерям большого числа детей, новый «каббалист» пророчески сообщал о былых проблемах с деторождением. Если же оказывалось, что таковых не было, он красиво объяснял этот факт на духовном уровне. Успех предприятия был громадным. За самый короткий срок таксист приобрел имя провидца и целителя. Очень скоро он перестал нуждаться в услугах своего импресарио и ловко собирал деньги с легковерных любителей чудес самостоятельно, уверенно зарабатывая себе на хлеб и еще немного. В заключении можно сказать, что любые виды пиара, связанные с каббалой: выходы на публику, раздача амулетов, приворотов, благословений и категорических советов — лучшее свидетельство нечистоплотных намерений маэстро. Очень часто «ребе», пользующийся этим, не называет определенную сумму, надеясь произвести впечатление и получить гораздо больше, чем хватить наглости попросить. Несомненно, сами эти «каббалисты» — люди, совершенно бесстыдные, очень часто они поражены многими пороками, не свойственными обычному обывателю. Одним из отличительных признаков псевдокаббалиста является пренебрежение к людям Торы или просто соблюдающим евреям. И под одеждами этого пренебрежения таится невежество и попирание всего, что свято для еврейской традиции. Контакта с такими «профессионалами» от каббалы стоит, по меньшей мере, остерегаться.

«Мир Торы»


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»