Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Где всё-таки находится Б-г?

Темы: Сотворение мира, Тора и наука, Свобода выбора, Заповеди, Молитва, Связь с Творцом, Сокрытие

Отложить Отложено

Шалом, мы часто слышим, что Б-г находится на небе, а некоторые рисуют Б-га в виде дедушки с бородой, сидящего на троне, который возвышается среди облаков. Есть ещё предположение, что Б-г везде, некоторые говорят, Б-г в сердце и т.д. ГДЕ ВСЁ-ТАКИ НАХОДИТСЯ Б-Г? Давид

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый Давид,

1. А где мы? Предостережение

Вы знаете, первое, что подумал, увидев Ваш вопрос: может быть, прежде чем мы спросим, где находится Творец, нужно было бы задуматься: а где находимся мы?

Попробую объяснить. И попытаемся, размышляя вместе, разобраться хотя бы в первом приближении.

Но необходимо предварительно предостеречь: говоря о Всевышнем, мы не затрагиваем обсуждение Его Собственной сути, известной лишь Ему Самому, — но говорим только о Его проявлении в Творении, по Его воле. Говорим о раскрытии в уже созданном мире или ещё в процессе его создания, или даже о проявлении Творца в замысле о Творении.

2. Первое приближение к пониманию

Итак, Ваш вопрос: что значит, что Б-г существует? Ведь затруднительно определить, где именно существует. И где, всё-таки, Он находится?

Прежде, чем пытаться ответить, поинтересовался у нескольких знакомых, как бы ответили они. Все сказали: конечно, Всевышний находится везде. Но объяснили это по-разному.

Одно объяснение: в наше время нетрудно представить, каким образом нечто незримое может наполнять пространство. Например, электромагнитные волны — средство любой трансляции и связи — находятся повсеместно, но неуловимы без настроенных на них приборов. Или магнитное поле земли, пронизывающее всё, что находится в его сфере. Или гравитация. Всё это может быть неощутимым для внешних чувств (или не замечаемым), но является очевидной реальностью.

Теперь станет не так трудно ответить на Ваш вопрос и легче будет представить себе, как Всевышний может присутствовать повсюду, наполнять мир, хотя, как правило, и скрытым образом. И, всё же, иногда раскрываться — в различной степени и при определенных условиях. Например, через чудеса. Или особым людям, таким, как пророки и обладатели «Руах а-Кодеш» («дух святости», низшая степень пророчества). Или тем, кто наблюдает внимательно за «рассыпанными» повсюду знаками Провидения.

И еще можно понять из приведенного сравнения: как предметы, через которые проходят упомянутые поля, не становятся самими полями, так и творения не становятся «божеством» из-за того, что «пропускают» через себя повсеместное присутствие Всевышнего.

3. Может ли мир вместить? Только «влияние»

Однако, может быть, Ваш вопрос глубже: каким образом мир вообще способен вместить в себе присутствие Самого Б-га, Которому нет границ?

Царь Шломо (Соломон), построив Первый Храм, просил у Всевышнего, чтобы Его Присутствие (Шхина) и Провидение раскрывались в этом месте. Однако царь не полагал, что Сам Творец может «находиться» в Храме, говоря: «Но воистину, разве будет Б-г пребывать на земле? Ведь небо и небеса небес не могут вместить Тебя…» (Мелахим I 8:27; Диврей а-Йомим II 6:18, см. комментарии Радака[i], Мальбима[ii], Мецудот[iii]). И если так обстоят дела даже в великих высших духовных мирах («небо и небеса небес») и в святом Храме, то — что говорить о нашем нижнем материальном и «будничном» мире?

Поэтому необходимо сказать, что Его присутствие в мире, о котором мы говорили, — скрытое, но проявляющееся порой, — это только присутствие Его «влияния», воздействия, «света». Как, например, лучи Солнца доносят «влияние», свет и тепло, — но не само Солнце. Лучи позволяют видеть Солнце, и, исходя от него самого, как будто «доносят» его до нас, — так и этот «свет» Творца. Но важно помнить: это только «свет», не Он Сам.

Так как же понять, что Всевышний везде, если всего мира мало, чтобы вместить Его?

4. Вне рамок

Здесь приходит другое объяснение, которое мне дали: Всевышний действительно везде, но Он вне пространства и времени, «выше» их, то есть не зависит от параметров самого мира, присутствует в нём, но не в его рамках.

Но как понять это? Вне мира или в мире, всё же — где Он?

5. До сотворения мира

Попробуем разобраться, но для этого ответим прежде еще на один вопрос.

Творец сотворил мир. Как сказано уже в первом стихе Торы: «Вначале сотворил Б-г небеса и землю» (Берешит 1:1). То есть, все высшие миры (небеса) и нижний мир (землю), и всё, что в них (коротко мы называем всё это «мир»). Сотворил, и было тому начало.

А что существовало до того, как Всевышний сотворил мир?

На это кто-то может ответить — хаос, кто-то — пустое пространство. Однако всё это — из характеристик самого мира, которого ещё не было. Настоящий же ответ: был только Он Сам, Сущий, Который не зависит ни от чего. Не было ни миров, ни того, что в них, ни даже места, где они будут находиться, — пространства этих миров, ни времени, в рамках хода которого творения осознают себя.

Был только Творец, благословен Он, Запредельный и Непостижимый для всего, что будет в границах Творения. Ведь Он — вне каких-либо границ.

6. Существует

Теперь, прежде всего, станет понятно, что значит «Б-г существует». Ведь именно Он по-настоящему существует (потому и называется Сущий) независимо от всего, что сотворено Им, после создания мира, так же, как и до него.

Можно также ответить, и «где» Он существует. (Хотя, если выражаться точно, вопрос «где?» здесь будет неуместен. Ведь он предполагает наличие «места», а мы говорим о Том, Чьё существование предваряло создание «места», пространства, и не нуждается в таковом. Но абстрагируемся и используем это слово).

Он — там же, где и до творения, в Своем истинном существовании, не зависящем от Творения. И хотя у нас нет возможности представить себе такое «абсолютное» существование, не нуждающееся ни в пространстве, ни во времени, — это легитимно, ведь речь идет о Творце и Он, действительно, непостижим для нас.

7. Где мы? «Место» мира

По-видимому, теперь станет понятно, почему мы начали со встречного вопроса: Всевышний существует, а вот где находимся мы? Где находится место Творению среди Его безграничности?

А ответ на это: Он может всё — и предоставил в этой бесконечности «место» Творению, и создал всё Творение в границах этого места. О чём сказали, как известно, наши мудрецы: «Он — место мира, а не мир — Его место» (Мидраш Берешит Рабба[iv] 68; см. также упомянутые комментарии Радака и Мальбима на книгу Мелахим). А в трактате Хагига (12а) сказано: «Земля на чём стоит?..», и после причинной цепочки: «…в руке Святого, благословен Он».

При этом Он сокрыл Свое присутствие в месте, выделенном для Творения, от постижения будущих сотворенных. Для того чтобы создаваемые миры смогли проявиться и осознавать своё существование, чтобы дать им ощущение «независимости» от Него, свободу выбора.

Однако и место, отведенное для Творения, и само Творение не создают «преграду» для Его присутствия в них. Во-первых, потому, что Он и есть их «место», Он «несет» их и непрерывно дает существование им и тому, что происходит с ними, по Своей воле. Во-вторых, ограниченное Творение и Его суть находятся просто в разных «измерениях», потому Творение не умаляет Его существование вне границ везде, как и прежде.

Вместе с тем, Его «свет» и влияние, которые входят в рамки Творения, тоже присутствуют в мире, как говорилось выше. Порой явно, порой скрыто, но и в сокрытии проявляются знаки благоволения к тем, кто близок к Нему и ищет Его.

На этом давайте пока остановимся.

8. К вопросу о местах пребывания

И теперь вернемся к ответам на вопрос, где находится Он, которые Вы приводите в своем письме. Нетрудно понять, что термин «на небе» означает: Его раскрытие в духовных, высших мирах — несравненно большее, чем в нашем «затемненном» материальном мире. «В сердце» — потому, что сердце просит близости к Нему и способно более утонченно различать знаки этой близости, прислушиваться к Его Воле, любить Его, трепетать перед Ним. Как известно, сердце человека уподоблено «Святой святых» Храма, куда спускалось Б-жественное присутствие, Шхина.

А любое изображение, разумеется, неуместно, и создавали эти изображения люди, далекие от еврейской Традиции. Ведь сказано: «Кому же уподобите вы Б-га? И какой образ сопоставите с Ним?» (Йешая 40:18) — разве может быть образ у Безмерного, Бесконечного? И хотя упоминаются у пророков (Йешая 6, Йехезкель 1) колесница и престол Славы, эти понятия использованы лишь для описания порядка управления Всевышнего этим миром (см. комментарии там). Возможно, эти пророчества были поняты превратно толкователями народов мира.

9. А в жизни?

Уважаемый Давид, хочется добавить в заключение. Не знаю, что побудило Вас задать этот вопрос. Возможно, просто интеллектуальный интерес, а возможно — потребность разобраться в основах веры. Надеюсь, в этом отношении что-то удалось дополнить. А может — потребность понять, как вести себя, как думать о Всевышнем, где искать, как обращаться к Нему. Есть ли польза в том, что тут написано, для этого, для жизни?

Думается, что да. Если человек научится представлять, что истинное и не зависящее ни от чего существование — лишь Сам Всевышний, а всё остальное существует только по Его воле, в предоставленном Им месте, — возможно, и жизнь человека, его поведение, вера изменятся. Молитва станет другой — с ощущением собственной «вторичности» и зависимости во всём от Творца, просьбой о милости пред «Местом» (тахануним лифней а-Маком), и еще многое изменится.

Слышал когда-то от учеников одного из выдающихся современных раввинов, благословенной памяти, передававшего им ясное мировоззрение, что как-то рав спросил их: что первое осознает человек, просыпающийся утром? И сам ответил: он осознает: «я существую», «я есть». И объяснил: это, действительно, естественное свойство человека: осознание своего существования предваряет всё остальное. Но всё же необходимо прийти к другому, чтобы первая мысль была: «есть Всевышний».

Долгое время мне было трудно представить себе такой уровень, когда даже в подсознании человека Всевышний опережает всё. Но позже мы с близкими подумали так. Представьте себе человека, далекого от Торы и веры, из мест, далеких от подобных понятий. Но всеми силами жаждущего, ищущего истинного понимания мира, смысла, веры. И вот он знакомится с верующим человеком, с раввином. Однажды, после их беседы, этот человек ясно осознает: есть Творец, Б-г, Провидящий всё, Справедливый, бесконечно Милостивый, Всевышний. Он возвращается домой, «освещенный» этой находкой жизни, наконец озарившей его мир, и радостный ложится спать. Когда просыпается утром, первое, что возникает в его просветленном сознании, — ликующая радость: «есть Всевышний»!

Если сможем так жить — в радости откровения истины, много большей нас, но к которой причастны, в ежедневном поиске близости к нашему Б-гу, то, возможно, удостоимся прийти к такому уровню.

Упомянем снова слова царя Шломо, мудрейшего из людей (Мишлей 2:4, 5): «Если возжелаешь его, как серебра, и будешь разыскивать его, как клад, То постигнешь страх пред Сущим и обретешь познание (о) Б-ге».

10. Основы мировоззрения и прямая связь

И последнее важно сказать:

Знание о Самом Всевышнем, безусловно, — вне нашего постижения, как уже говорилось неоднократно, ведь Он бесконечен, а мы и наше сознание ограничены. И если подобные вопросы не беспокоят человека, вовсе не обязательно искать для себя ответы на них, достаточно знать общие основы мировоззрения. И ощущать, и обретать близость Всевышнего благодаря исполнению Его заповедей, изучению данной Им Торы, размышлениям о великой Его милости, любви к нам, величии, мудрости, о Его Провидении, в молитве к Нему и др. Ведь всё это связывает нас непосредственно с Ним Самим!

Но, всё же, если подобные темы «затрагивают» человека, разрешено изучать пути Его раскрытия, поскольку Всевышний сотворил мир, желая раскрыться нам. Однако необходимо постоянно помнить о нашей человеческой ограниченности и не пытаться понять то, что непосильно для нас.

Знание же основ: что есть Творец, Создавший мир, что Он Изначален, Самодостаточен, Един, то, что Он «место» мира, — важно для всех, кто живет в мире и обладает разумом. Ведь не только еврейскому народу, но и всем потомкам Ноаха (представителям всех народов) предписано соблюдать заповеди, данные им Творцом, Создавшим их и Приведшим в мир. Первая из которых — запрет служения или приписывания первенства каким бы то ни было силам, кроме Творца. Исполнить эту заповедь невозможно без знания упомянутых основ.

Всего доброго!

С уважением, Эльяким Залкинд


[i] Раби Давид бар-Йосеф Кимхи (Радак ок. 4920-4995 / ок. 1160-1235, Нарбонна) — один из величайших комментаторов Писания и исследователей языка Торы.

[ii] Раби Меир-Лейбуш бар-Йехиэль-Михл (Мальбим, 5569-5640 / 1809-1879; Украина, Румыния, Белоруссия, Восточная Пруссия) — выдающийся законоучитель, раввин и комментатор Писания. Во многих случаях его комментарии опирались на каббалистическую традицию.

[iii] Раби Давид бар-Арье-Лейб Альтшуллер (Мецудат Давид) — один из самых популярных и изучаемых комментаторов Танаха. Жил в Праге, когда главным раввином города был рав Давид Оппенгайм (5424-5497 /1664-1736). Составил комментарий на все книги Пророков и на большую часть Писаний. Его комментарии отличаются ясностью и простотой изложения и опираются на классические комментарии великих мудрецов прошлого — в первую очередь, Раши и Радака.
Его сын, раби Йехиэль-Гилель Альтшуллер, завершил окончательную редакцию комментариев, разделив их на два параллельных столбца: под заглавием «Мецудат Цийон» («Крепость Сиона») — толковый словарь, включающий трудные и редкие слова текста, а под заглавием «Мецудат Давид» («Крепость Давида») — собственно тематический комментарий. Оба этих комментария вместе называются «Мецудот» — «Крепости».

[iv] Мидраш на книгу Берешит, часть Мидраша Рабба на Пятикнижие и пять Свитков (Мегилот) — Рут, Коэлет, Шир а-Ширим, Эйха, Эстер. Составлен в Эрец-Исраэль, по одному мнению его составителем был раби Ошая Рабба (2 в. н.э.), по-другому — Рабба бар-Нахмани (3 в. н.э.).

Материалы по теме


Фараон — «паро», как его называет Тора — у еврейских мудрецов считается олицетворением дурного начала, сил духовной нечистоты. Конечно, скорее всего за фигурой фараона Пятикнижия стоит вполне реальная историческая личность (правда, до сих пор ведутся споры, при каком именно из известных нам фараонов Древнего Египта происходили события Исхода). Но наши мудрецы говорят, что «фараон» может просыпаться в каждом из нас. Читать дальше