Темы: Зоар, Сотворение мира, Песах, РАМХАЛЬ, Заповеди, Эльяким Залкинд, Самосовершенствование, Бейт а-Леви
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНаписано в «Мишлей» 8, 22: «Г-сподь создал меня (Тору) в начале пути Своего, прежде созданий Своих, изначально». Сказано в книге «Зоар»: «Всевышний смотрел в Тору, творя мир». «Бейт аЛеви» пишет, что заповедь о пасхальной жертве, мароре и маце, записанная в Торе, и является духовной причиной избавления из Египетского рабства, а не наоборот.
Поясните, пожалуйста, как это понимать.
И как (по какому принципу творения, для чего) заповеди стали сутью Творения?
И как это согласуется с тем, что объясняет Рамхаль в «Дерех аШем», что творение было исполнением желания Творца передавать добро? И для передачи добра были заложены определенные принципы: свободы выбора, необходимости заслужить добро, быть близким и подобным Творцу и т.д. И Рамхаль не упоминает о том, что я привел выше.
Из принципов творения, описанных им, сложно проследить связь с заповедями как с духовными законами. И более того, он пишет, что заповеди являются инструментом нашего исправления. Таким образом, сказанное в «Мишлей» можно понять: Всевышний создал «лекарство» до того, как пришла «болезнь». Но как понять «Зоар» и «Бейт аЛеви»? И как связать это с описанным Рамхалем? А.
Уважаемый А.,
Разумеется, раби Моше Хаим Луцатто (Рамхаль) знал упомянутое Вами высказывание из книги Зоар. Об этом говорится и в Мидраше, в самом начале Мидраш Рабба (1,1): «И была я у Него мастером (амон, но можно прочесть и как уман — мастер, ремесленник), и была увеселением (шаашуим) день за днем» (Мишлей 8, 30). Тора говорит: «Я была инструментом мастера у Святого, благословен Он». Принято в мире: когда царь строит дворец, то строит его… согласно мнению архитектора. А у того… есть пергаменты, книги записей, как он сделает комнаты, как переходы. Так Святой, благословен Он, смотрит в Тору и творит мир. И Тора сказала: «Бэ-рейшит — Посредством начала создал Б-г…». (В другом источнике: «Би-рейшит — Мною, началом, создал…»). Начало — это Тора, как сказано (Мишлей 8,22): «Всевышний создал (приобрел) Меня, начало Своего пути…».
И, конечно, Рамхаль не имел в виду спорить с Мидрашом и книгой Зоар. Напротив, в нескольких местах в своих книгах он сам рассматривает эту тему.
Так, в книге Даат твунот, часть 2 (изданной в томе Гинзэй Рамхаль, стр. 18), он пишет: «Тора, которой наделил нас Всевышний, — в точности Его истинный путь, ею Он создал Свой мир, ею управляет им и через нее мы сможем постичь то, что не сможем без нее».
И в книге «Врата мудрости» (Лэках питхэй хохма, стр. 57): «Тора называется пергаментами, книгами записей — в которых сказано, как сделать комнаты, как — переходы, как сказано в мидраше. Но, кроме того, она еще — по-настоящему Его инструмент в осуществлении творения. Таким образом, всё находится в Торе, будь то замыслы и упорядочение вещей в скрытом значении слов, будь то проявление их в реальности…».
Упоминается об этом и в других местах в книгах Рамхаля.
Однако всё прояснится и встанет на свои места, если мы вспомним еще один «принцип», заложенный в Творение: Всевышний создал мир, чтобы раскрыть знание о Себе. Ведь то добро, которое Он желал передать при творении мира, как сказано в книге Дерех а-Шем, — не что иное, как приближение, «прилепление» к Нему. Ведь только Он — истинное и совершенное добро.
Прилепиться же возможно только через знание, то есть через постижение того, что Всевышний открывает нам из знания о Себе. (См. в книге Мишнэ Тора Рамбама, законы раскаяния 10, 6: «Всевышнего возможно любить только через знание, постижение Его. По мере знания будет любовь, если меньше — меньше, если больше — больше»). И эту мудрость знания о Себе Всевышний заложил в сотворенный Им мир. Однако заложил скрыто от внешнего взгляда (ведь, как известно, слово олам, «мир», происходит от слова ээлем, «сокрытие»; имеется в виду сокрытие чего-то, заложенного в мире, но спрятанного за внешним «занавесом»). И в этом труд человека — увидеть и узнать скрытое, распознать Творца в Его Творении и приблизиться к Нему.
Но прежде, до сотворения мира, Всевышний создал Тору и заложил в нее эту мудрость постижения Себя. А потом создал и сам мир ею, «планом» и «орудием» творения, как сказано в Мидраше, «печатью», которой мир «отпечатан». Но очевидно, что раскрытие знания о Творце в Торе — первоисточнике, несравненно больше, чем в оттиске с нее — мире. До такой степени, что, как открыли нам мудрецы, вся она — имена Всевышнего (см. об этом в предисловии Рамбана к его комментарию Торы), одно великое Его Имя (как сказано в нескольких местах в книге «Зоар»).
Поэтому прямым и желаемым путем к знанию о Творце и, соответственно, приближению к Нему, является Тора: её изучение — постижение мудрости, знания о Нем, и соблюдение её заповедей — заповедей Самого Творца, в которых Он открыл, каких действий, приближающих нас к Нему, желает от нас, создал прямой путь для приближения.
И потому в Торе 613 корневых заповедей — по числу органов и сосудов (или мышц, гидим) в теле человека. 248 предписывающих заповедей — чтобы давать жизнь 248 органам, элементам структуры его души и тела, и 365 запрещающих заповедей — чтобы не перекрыть сосуды, каналы питания жизненности этих органов. (См. об этом в начале книги раби Х. Виталя Шаарэй Кдуша, «Врата святости»).
Но заповеди даны не только для того, чтобы стать «лекарством» от нашего несовершенства. Они представляют собой нечто значительно большее. Ведь они — это сама Тора, исполняемая ее часть. (Известны слова Виленского Гаона, что в Торе, в действительности, тысячи заповедей, а 613 — лишь основные, обобщающие. Так, что и повествовательные части Торы полны «скрытыми» заповедями, данными лишь в виде «намека», они также говорят о том, что Всевышний желает от нас). Поэтому при выполнении заповедей само Имя Творца, заложенное в Торе, входит в мир, раскрывается в жизни, а также входит в органы души и тела человека, выстраивает и наполняет их мудростью постижения Творца, создавая, таким образом, возможность приблизиться к Нему. Ведь близость в духовной сфере — только в подобии.
И тогда вся жизнь человека «по Торе» становится приближением, «прилеплением» к Творцу. Так, исправляя свои качества, он исполняет заповедь «и ходи Его путями» (вэ-алахта би-драхав): как Он добр, так и ты будь добр, как Он милостив, так и ты будь милостив и т.д. Изучая Тору, человек выполняет заповедь и при этом проясняет, что хочет от него Творец во всех сферах жизни (Галаха), получает знание о себе самом, своей сути, о сути и строении мира, о самом Имени Всевышнего, сокровенное знание о Творце. Исполняя все заповеди, он наполняет все существующее Именем Творца, Его явным присутствием в мире.
Теперь можно понять и сказанное в книге Бейт а-Леви (на главу Бо 13, 8, комментарий к словам: «И скажешь твоему сыну в тот день»):
Есть заповеди, данные нам по определенной причине, такие, например, как заповедь о маце, которую мы едим потому, что не успело тесто наших отцов взойти, когда они вышли из Египта, или мароре (горькой зелени), которую мы едим потому, что делали горькой там жизнь наших отцов, или о пасхальной жертве… Но даже в этих случаях, безусловно, не только это является основой заповедей, не только из-за этого они даны. Ведь Тора существовала раньше мира, и были в ней записаны заповеди о пасхальном жертвоприношении, маце, мароре. И наш праотец Авраам и все праотцы исполняли всю Тору еще до ее дарования и, следовательно, в ночь 15 Нисана ели мацу и марор. Хотя это было до изгнания в Египет. Поэтому с необходимостью следует сказать, что не заповеди эти — следствие выхода из Египта, а, напротив, благодаря заповедям о пасхальной жертве, маце и мароре, с которыми была связана эта ночь, именно в эту ночь пришло спасение и евреи вышли из Египта. И это относится к любому объяснению смысла заповедей: из-за того, что есть заповедь, приходит объяснение. Сами же заповеди — законы, предназначение и смысл которых недоступен человеческому разуму (хуким — Шмот 27, 21).
Таково, в кратком изложении, мнение Бейт а-Леви. Теперь, по-видимому, оно становится понятным.
С уважением, Эльяким Залкинд
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Перевод классической книги по еврейской философии великого каббалиста р. М.Х.Луцатто "Дерех Ашем".
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Неизвестный автор
Рав Яаков Моше Мордехай Соловейчик (1914г. Минск - 1995г. Иерусалим). Внук Рэб Хаима Соловейчика. Большой знаток Торы. Алахический авторитет в своем поколении. Был одним из учредителей ешивы Торат Хаим в Москве
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.
Рав Эльяким Залкинд
Понятно, какой ущерб наносят мирозданию убийство, идолопоклонство и злословие...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
С того самого дня как Тора стала наследием еврейского народа, существует ее разделение на две части: открытую Тору, доступную каждому еврею и кабалу - скрытую, тайную Тору
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Эльяким Залкинд
Почему Яаков побоялся подниматься по лестнице?
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Леви Гдалевич
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»