Темы: Молитва, Рав Эльяким Залкинд, Качества Творца, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, у меня возник вопрос, когда я услышал, что Творца нельзя представлять в голове как что-то конкретное. Но вопрос в том, что нас с детства приучили представлять Творца как какого-то доброго мудреца. И ещё один вопрос: если Творца нельзя представлять, то как в молитве к Нему обращаться? Спасибо, с уважением, Даниил
Уважаемый Даниил,
Попытаемся ответить, а потом объяснить немного подробнее. То, что кажется привычным и естественным представлять Творца как определенный образ, идет, по-видимому, от верований народов, которые обращаются к тому или иному образу, поклоняются конкретной силе или даже предмету.
Возможно также, что когда рассказывают о Творце детям, которые мыслят только образами и им надо как-то представить себе, о Ком идет речь, они рисуют в своем воображении образ доброго старца или мудреца и т.д. Но когда человек взрослеет и его сознание развивается, он может постепенно углубить свое понимание, отойдя от этих представлений.
Так же и при молитве Творцу.
Ведь мы знаем от Самого Творца, что у Него нет конкретного образа. Если так, как можно представлять Его конкретно и думать, что обращаясь к какому-либо образу, мы обращаемся к Нему.
Однако не так уж и трудно начать молиться, даже не рисуя образов. Ведь чтобы знать, что стоишь перед Всевышним, обращаешься к Нему и Он слышит тебя, достаточно твёрдо знать, что Он существует на Небесах и здесь, рядом с нами, слышит и знает всё и может помочь во всём. Образа у Него нет, но мы знаем, что Он здесь, всё в Его руках и Он может всё.
Ведь если, например, человек говорит с кем-то незнакомым по телефону, он не обязательно представляет себе, как тот выглядит, достаточно слышать голос. Или, например, кто-то с радостью вспоминает, что дышит воздухом, когда выходит в лес после дождя. А обычно он об этом не думает. Или, например, человек, не дай Б-г, был болен, ему было трудно дышать, а сейчас выздоровел и снова дышит свободно. Чтобы дышать и радоваться этому, нет необходимости знать, как выглядит воздух, каков его химический состав. Можно просто дышать и радоваться тому, что воздух здесь, вокруг, повсюду.
Почему не может быть образа у Творца? Очень просто. Ведь мы получили от Него Самого знание о том, что Он — вне любых границ, Бесконечен и Един. А сознание человека не воспринимает безграничности. Даже самые «протяженные» границы не могут вместить безграничное и беспредельное.
Однако при всем этом Всевышний не оставил нас вовсе без знания о Себе. Напротив, открыл нам многочисленные качества, которыми Он «проявляет» Себя в мире, в соответствии с возможностями нашего постижения. Так, Он — Един, дает существование и жизнь всему, Мудрый, Всезнающий, Добрый, Великий, Всемогущий, Милостивый, Справедливый, награждает за правильные действия (добро) и наказывает за зло, правит всем и т.д., и т.д.
Поэтому и при размышлениях о Всевышнем, и при молитве Ему можно и правильно помнить об этих качествах, которыми Он раскрывается в мире. Однако не забывать, что и они открыты нам в пределах нашего осознания. И что в действительности Он — вне пределов любых качеств и молитва наша обращена не к качествам Его, а к Нему Самому, Единому, Беспредельному и Непостижимому.
С уважением, Эльяким Залкинд
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Ашер Кушнир
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Эльяким Залкинд
Ангел вступил в противоборство с Творцом?
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Эльяким Залкинд
Понятно, какой ущерб наносят мирозданию убийство, идолопоклонство и злословие...
Рав Элияу Тавгер,
из цикла «Уроки по РАМБАМу. Молитва»
Рав Ашер Кушнир
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Описывая свой сон, фараон назвал коров יפות תואר (прекрасно сложенными). Ни один мясник не обратит внимание на совершенство форм коровы, он оставит это поэтам и художникам.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йосеф не открывался братьям, пока они не осознали свой грех. Легче проявить снисхождение к обидчику, чем возлюбить его.
«Оцарот»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Микец» («По прошествии») начинается с рассказа о том, как Йосеф истолковал царю Египта — Паро — его сны, предсказывавшие стране семь лет изобилия, а затем — семь лет голода. За это Йосеф был выпущен из тюрьмы и поставлен правителем Египта как единственный человек, способный предотвратить беду. Кончается глава встречей Йосефа с братьями.
Рав Ефим Свирский
Рав Овадья Климовский
«Оцарот»