Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Должна ли я омывать руки после того, как стригу детей и подстригаю им ногти?

Темы: Ногти, Омовение рук, Тума, Кладбище, Стрижка, Волосы, Комментарии

Отложить Отложено

Я сама стригу детей и подстригаю им ногти. Должна ли я делать нетилат ядаим (омовение рук) после стрижки волос и подстригания ногтей? Яэль

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая Яэль,

Большое спасибо, что обратились к нам. Давайте попробуем прояснить всё по порядку.

Существует две основные категорий действий, после которых необходимо омывать руки:

1. Связанные с руах ра (ритуальной нечистотой, буквально «злым духом») — после посещения туалета, после стрижки волос и ногтей. Есть и более тяжелая нечистота (тума) — от прикосновения к умершему и после посещения кладбища. В этих случаях необходимо омывать руки, даже если фактически они совершенно чистые.

Здесь желательно соблюсти закон в его наиболее строгом варианте и омыть три раза каждую руку — попеременно, из сосуда. Если такой возможности нет, то разрешено просто вымыть руки под краном.

2. Связанные с реальным загрязнением. Следует омыть руки, испачканные потом, испражнениями и т.п. — после того, как дотронулись до обуви, до частей тела, которые обычно закрыты одеждой, после того, как почесали голову и т.п.

В этих случаях разрешено вымыть руки под краном (Мишна Брура 4:21), при желании можно также «устрожить» соблюдение и омыть каждую руку три раза попеременно из сосуда.

Как мы видим, следует мыть руки после стрижки ногтей и волос, т.к. это связано с руах ра (нечистотой). Однако это относится только к тому, кому подстригли ногти или волосы. Поэтому правильно приучать детей делать омовение рук после того, как им подстригли ногти или волосы.

Тот, кто стриг ногти другому, не должен совершать омовение рук («Эшель Авраам»[i] к Орах Хаим 4).

А вот тот, кто стриг другого, должен омыть руки, но не из-за руах ра, а потому, что обычно при стрижке дотрагиваются до волос и кожи человека, на которой есть пот, и это подобно чесанию головы («Каф а-Хаим»[ii] 4:92). Так что это относится ко второй категории действий, после которых необходимо совершать омовение рук.

Тому же, кто просто отстриг локон у ребенка, как это принято, когда первый раз стригут мальчиков в три года, омывать руки не нужно, т.к. при этом не дотрагиваются до корней волос («Алихот Шломо»[iii] 2:10).

С уважением, Яков Шуб


[i] Автор — раби Авраам-Давид бен-Ашер Вагерман из Бучача (Бучачер Ров, Эшель Авраам, праведник из Бучача, 5531-5601 / 1771-1840, Галиция) — хасидский раввин и законоучитель. Его книга «Эшель Авраам» — комментарий к Шульхан Аруху, раздел Орах Хаим.

[ii] Автор — раби Яаков-Хаим Софер (Каф а-Хаим; 5627-5699 / 1867-1939; Багдад, Иерусалим) — выдающийся законоучитель и каббалист. Его книга «Каф а-Хаим» стала одним из самых авторитетных галахических источников для сефардских общин Земли Израиля и диаспоры. Она широко изучается и в ашкеназских ешивах в качестве дополнения к кодексу «Мишна Брура», составленному Хафец Хаимом.

[iii] «Алихот Шломо» — книга, составленная внуками рава Ойербаха. В ней приводятся его галахические решения, «новые прочтения», обычаи и заметки. Раби Шломо-Залман бар-Хаим-Йеуда-Лейб Ойербах (5670-5755 / 1910-1995, Иерусалим) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.

Материалы по теме


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.