Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сила единства отличается от всех остальных проявлений совершенства; она создаёт возможность существования несовершенства и пути его восполнения, служения и получения награды»Рабейну Моше-Хаим Луццато
Тема

Ногти

В этой статье мы перечислим еврейские законы и обычаи, связанные с ногтями: с их формой, с их особыми свойствами, с подстриганием или наоборот — запретом стричь. Некоторые из этих законов разберем более подробно.

Оглавление

Прия [↑]

Одна из важнейших заповедей, которой Всевышний удостоил еврейский народ, — это заповедь обрезания. Чтобы исполнить эту заповедь как положено, необходимо совершить два действия: мила и прия. Мила — это собственно устранение крайней плоти. Прия — это оттягивание тонкой кожицы, находящейся у ребенка под крайней плотью (нижний слой). Если прию не сделать, обрезание не считается кошерным. Чтобы сделать прию, пленку предварительно необходимо прорезать или надорвать. Согласно преданию, это необходимо сделать именно ногтем. Ногти для этого должны быть у специалиста по обрезанию такой длины и формы, чтобы он мог легко сделать прию, не поранив младенца. Законоучители очень строго относятся к тому, чтобы эта традиция была педантично исполнена.

Млика [↑]

В те времена, когда приносились жертвы в переносном, временном и стационарном Храме, существовал особенный способ умерщвления птицы, предназначенной в жертву, — млика. Млика заключалась в том, что коэн пробивал горло птицы со стороны затылка так, чтобы ноготь достиг пищевода и дыхательного горла и прорезал их.

Эшет яфат тоар [↑]

Еще один закон из Торы: если во время войны против другого народа еврейскому воину понравилась женщина-представительница этого народа, эшет яфат тоар, он имел право взять ее себе в жены. Законы, связанные с этим разрешением довольно обширны. Упомянем только одну частность из законов об эшет яфат тоар, относящуюся к ногтям. Перед тем, как сделать гиюр пленнице и жениться на ней, воин должен ввести ее в свой дом, дать ей возможность выплакаться в течение месяца и сделать так, чтобы она сменила свои одеяния на отталкивающие, обрила все волосы на голове и отрастила ногти. То есть человек должен был сделать все, чтобы понравившаяся ему женщина предстала перед ним в самом неприглядном виде, и только потом решить, хочет ли он на ней жениться.

Ногти и недоношенный младенец [↑]

В Талмуде сказано, что индикатором определения вероятности выживания недоношенного ребенка в отношении многих законов Торы является степень развития его волос и ногтей.

Маца [↑]

Во время всего процесса приготовления мацы необходимо следить за тем, чтобы тесто не заквасилось. Ногти тех, кто занят изготовлением мацы, должны быть все время чистыми, а под ногтями не должны прилипать остатки теста, поэтому они стараются как можно короче состричь ногти.

Ритуальное очищение [↑]

Во времена, когда действовали все законы ритуальной чистоты, в целях очищения от определенных видов ритуальной нечистоты (тума), человек должен был окунуться в воды миквы или в ключевую воду. При этом все места тела должны были быть доступны воде. Одним из условий, необходимых для этого, являлась чистота ногтей и их определенная длина. Сегодня эти условия актуальны в случае посещения миквы женщиной, которая должна перейти из состояния нида в состояние ритуальной чистоты.

Длина ногтей [↑]

В отношении некоторых законов, например, окунание в микве и омовение рук, — длинные ногти представляют серьезную проблему. Согласно каббале, ни женщинам, ни мужчинам не следует допускать, чтобы ногти слишком выдавались над кончиками пальцев. А законы еврейской скромности предписывают женщине следить за тем, чтобы ногти были аккуратно и достаточно коротко подстрижены.

Суббота, праздники, полупраздничные дни [↑]

В субботу и еврейские праздники запрещено стричь ногти. Напомним, что, когда речь идет о праздниках, имеются в виду те из них, о соблюдении которых сказано напрямую в Торе. В Израиле это первый и последний дни Песаха, Шавуот, два дня Рош а-Шана, первый день Суккота, Шмини Ацерет. В странах диаспоры к каждому из этих праздников добавляют еще по одному дню, за исключением Рош а-Шана, который и в Израиле, и за его пределами празднуют два дня. Законы Йом Кипура в отношении запрещенных работ идентичны законам субботы.

Что касается стрижки ногтей в полупраздничные дни (холь а-моэд), существуют расхождения в обычаях разных общин. Поэтому было бы правильно постричь ногти до наступления праздника, а если возникнет потребность в этом в холь а-моэд, в каждом отдельном случае проконсультироваться с раввином.

Одним из проявлений почитания субботы и праздников является стрижка ногтей в честь этих дней. Причем в данном случае речь идет и о тех праздничных днях, в которые не запрещено стричь ногти: новомесячье, Пурим и Ханука. Кроме этого, если ногти достаточно длинные, их следует постричь и в честь событий, связанных с исполнением заповедей обрезания, выкупа первенца, хупы.

Когда стригут ногти в честь субботы, на ногах их следует срезать в четверг, а на руках — в пятницу.

Траур [↑]

Из-за того, что весь еврейский народ находится в трауре по разрушенному Храму, стрижка ногтей в неделю, на которую выпадает 9 Ава, разрешена только в канун субботы. Но замужней женщине разрешено постричь ногти перед омовением в микве, на какой бы день недели оно ни пришлось. Также и специалисту по совершению обрезания (моэлю) разрешается подстригать ногти перед обрезанием, даже в неделю, на которую выпадает 9-ое Ава.

В течение 30 дней траура по одному из семи самых близких родственников: отцу, матери, мужу или жене, дочери, сыну, сестре и брату (как родным, так и единокровным и единоутробным) — скорбящие не стригут ногти.

Как в случае личного траура, так и общественного, существуют ситуации, когда можно воспользоваться определенными послаблениями, о чем при необходимости в каждом конкретном случае следует проконсультироваться с раввином.

Стрижка ногтей [↑]

Говорится в скрытой Торе, что не следует стричь ногти рук и ног в тот же день. Если подстригли ногти рук днем, то можно постричь ногти ног ночью. Возможно, что если подстригли ногти рук ночью, то можно постричь ногти днем, хотя по еврейским законам это считается одним днем. Некоторые придерживаются обычая, который также основан на тайном учении (напутствие рабби Йеуды Хасида), — не стричь ногти в новомесячье, даже если новомесячье пришлось на канун субботы. Если новомесячье продолжается два дня, приведенные ограничения относятся только ко второму дню.

Стричь ногти следует не подряд, а через один. На левой руке: безымянный палец — указательный — мизинец — средний — большой; на правой: указательный — безымянный — большой — средний — мизинец.

Что делать с ногтями после стрижки [↑]

Запрещено допускать попадание состриженных ногтей в места, где на них может наступить беременная женщина, т.к. по преданию, это может привести к выкидышу. После того, как упавшие или брошенные на землю или на пол ногти поменяли свое первоначальное месторасположение (например, их замели в другое место, а по другим мнениям — вымели в другую комнату или во двор), они теряют свое негативное воздействие. Но если человек изначально имел намерение переместить состриженные ногти в другое место, в том, «другом» месте, ногти будут обладать теми же негативными свойствами, что и в первом.

Ногти, состриженные с рук или ног женщины, находящейся в состоянии нида, могут повредить также и мужчине, если он по ним пройдет, даже будучи обутым. Причем в данном случае изменение месторасположения состриженных ногтей не аннулирует их негативное воздействие.

Поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы сразу после стрижки ногти были выброшены в такое место, где нет людей. В Талмуде сказано, что тот, кто поступает выше буквы Закона, старается сжечь ногти, чтобы они наверняка не причинили вред.

Изучение Торы и стрижка ногтей [↑]

Во время стрижки ногтей не возбраняется произносить и тем более — слушать слова Торы.

Запрет совершать действия, вызывающие отвращение [↑]

Хотя существует запрет совершать действия, вызывающие отвращение, тем не менее, тот, кто отгрызает ногти, не преступает этот закон. Аналогично этому, пища, в которую попали ногти и их из нее устранили, по букве закона разрешена в еду.

Омовение рук после стрижки ногтей [↑]

После стрижки ногтей человек как можно скорее обязан совершить омовение рук. Это верно так же в том случае, если он состриг всего один ноготь. Даже в ситуации, когда у человека не оказалось ножниц или другого приспособления для состригания ногтей и ему пришлось отгрызть ногти зубами, он обязан омыть руки.

Омовение рук после стрижки ногтей делают с помощью сосуда, поливая из него воду поочередно по одному разу на каждую руку. Этот закон очень важен, и тот, кто не делает омовение рук после стрижки ногтей, совершает нарушение. Если человек не сделает омовение рук после стрижки ногтей, по словам мудрецов, он забывает изученный материал, его может объять беспричинный страх или даже наступить помутнение рассудка.

Тот, кто постриг ногти другому человеку, не обязан после этого делать омовение рук, но тот, кому постригли, — обязан.

Авдала [↑]

Во время авдалы — церемонии по отделению святого времени от будней, совершаемой по завершению субботы, — среди прочего благословляют на «свечения огня» и стараются хотя бы отчасти насладиться светом пламени, исходящим от зажженной специально для этого свечи. Древний обычай говорит, чтобы мы использовали пламя, различая в его свете ногти руки.

Почему именно ногти? Так как ногти постоянно растут, они являются знамением благословления и позитивного роста, которые принесет наступающая неделя. И еще: до того, как Адам совершил грех, вкусив запретный плод, все его тело было покрыто ногтевой оболочкой. Когда на исходе субботы он впервые в истории человечества высек огонь, он обнаружил, что лишился оболочки, и очень расстроился. Но когда он увидел, что на краях пальцев осталось немного ногтевого слоя, он был обрадован: не все потеряно! Раскаянием и духовной работой можно исправить грех и вернуться в первоначальное возвышенное состояние близости к Творцу, в котором он пребывал в Эдемском саду.

Существуют некоторые отличия в форме исполнения этого обычая. Некоторые сгибают пальцы, прижимая их к ладони, пытаясь различить при свете пламени разницу между ногтями и более темной кожей ладони. Другие смотрят только на ногти. Есть и такие, кто распрямляют пальцы и только после этого смотрят на отражающиеся на поверхности ногтей отблески пламени. Некоторые смотрят на ногти обеих рук, другие — только на ногти правой руки. Одни законоучители считают, что сначала произносят благословение, а затем смотрят на ногти (и так принято поступать в большинстве общин), другие — сначала смотрят, а затем произносят благословение.

Выводить материалы