Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

У Б-га нет религии?

Темы: Предназначение, Любовь, Вера, Связь с Творцом

Отложить Отложено

Махатма Ганди когда-то сказал: «У Бога нет религии».

Так ли это?

Что по этому поводу думает иудаизм? N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Прежде, чем комментировать чье-либо высказывание, неплохо бы понять, что имел в виду автор. На первый взгляд, выражение «у Б-га нет религии» кажется практически тавтологией, это как сказать: у фундамента нет фундамента. Конечно, ибо он сам и есть фундамент. Вот и религия — это учение о Б-ге и выстраивании с Ним отношений, поэтому у Б-га ее нет — ведь Он Сам и есть Б-г. И Себя изучать, и с Собой ладить Ему не надо!

Что именно имел в виду Махатма Ганди, — знал только он сам, жаль, что его уже давно спросить невозможно. И ничего не остается, кроме как самим предположить, что он мог иметь в виду.

Возможно, так: каждая религия — это не просто вера в Б-га, но и, как сказано, учение о том, что именно Он из Себя представляет — и что хочет от нас, людей. Предлагаемая система выстраивания с Ним отношений.

И здесь последователи каждой религии свято верят: Б-г задал нам определенный набор идей, ценностей, который мы должны принимать и разделять, и заповедей, которые мы должны соблюдать. Так мы с Ним сближаемся, радуем Его и заслуживаем Его милость, награду и т.п.

Но ведь есть в мире и другие люди, которые не следуют той же религии. Они имеют иные представления о Б-ге и/или о том, что именно Он хочет от людей, — или же вообще не верят, что Он существует!

О, эти люди таким образом выводят себя за пределы нашего круга, они не часть нас, не свои, а чужие. Причем не только для нас, но и для Самого Б-га, ведь мы верим, что «Его» люди — это такие, как мы, верующие в Него и служащие Ему так, как Он заповедал нам! Поэтому если бы те, другие, хотели стать Его людьми, им следовало бы присоединиться к нам, поступать, как мы. А они этого не делают — значит, либо глупы, либо нечестивы, не принимают того очевидного факта, что правильный путь к Б-гу — наш, и идут путем, который, конечно же, к Б-гу никак не приводит.

Так представители каждой религии делят мир на «хороших» и «плохих», «своих» и «чужих» и ведут себя соответственно: «своих» любим, «чужих» нет, а иначе — где правда и справедливость?! «Свои» заслужили, «чужие» нет.

Но ведь Б-г создал всех! В этом никто не сомневается. А для Своих созданий Он Отец — с этим тоже все согласны. А ведь для отца все дети — «свои»! Он любит всех и для всех желает самого лучшего.

Осмелюсь предположить, что именно такого рода идея лежит в основе утверждения, что «у Б-га нет религии». Обычно часть религии — вера в то, что именно мы, ее последователи, являемся «своими» для Б-га, а те, кто не с нами, — нет. Но для Б-га все «свои»!

Так что же по этому поводу ответит каждая религия?

Обычный ответ (так напрямую не говорят, но явно подразумевают): каждый человек, который является для кого-то «своим», может перестать быть таковым, если изменит свое поведение и «конфессиональную принадлежность». В таком случае он еще хуже, чем изначально «чужой». Ибо «свой», ставший «чужим», — это предатель! А его — все согласны, что надо ненавидеть! Вот и для Б-га он из «Своего» превращается в «неверного», и потому для тех, кто остается «Своими», для верных, — святое дело его ненавидеть, а то и ликвидировать!

Хотя сыну, даже предавшему, обычно зла всё-таки не желают — почему и оплакивал царь Давид восставшего против него сына Авшалома! (См. Шмуэль II 13-19).

Хорошо, скажет кто-то, признаем, что он остается для Б-га Его ребенком, но ведь и дети бывают разные: есть такие, которые радуют отца и следуют по заданному им пути, а есть такие, что заставляют его вздыхать! Так вот, именно мы — «хорошие дети» и радуем Отца, а они — нет. И ведь все-таки правильно ликвидировали Авшалома, просто Давиду было трудно пережить гибель сына.

А что скажет иудаизм?

Здесь интересно.

С одной стороны, Б-г говорит: «Разве не брат Эйсав Яакову, слово Господа! Но возлюбил я Яакова. А Эйсава возненавидел Я…» (Малахи 1:2, 3). Вот, открытым текстом сказано, что любит Б-г только Яакова, пошедшего правильным путем, по которому продолжаем идти и мы, потомки Яакова, евреи. А Эйсава Б-г возненавидел, хотя тот в буквальном смысле брат Яакова и изначально часть той же семьи, ибо Эйсав свернул с правильного пути.

Но, с другой, когда Б-г совершил чудо рассечения Красного моря, спас евреев, а египтян утопил, ангелы начали было хвалебную песнь (шира). Но последовал окрик от Б-га: «Мои создания тонут в море, а вы поете?!» (Санхедрин 39 б). Для Б-га это было так же тяжело, как для Давида гибель Авшалома! Да, это надо было сделать, египтяне угрожали евреям, да и вообще из-за своих грехов заслуживали смерть, но всё равно — «Мои создания!»

Так любит Он таких Своих детей или ненавидит?

Более того, ангелам Он не дал запеть, но евреям дал (см. Шмот 15)! Им можно было радоваться, ибо они были спасены. И не просто радоваться, а быть благодарными Б-гу, Который их так спас и, таким образом, продемонстрировал особую любовь. И, наверное, чувствовать, в той ситуации, что Он любит их больше, чем египтян — мягко говоря!

Думается, что в этом ответ. Для Б-га действительно все «свои», все Его дети. Причем иудаизм, в отличие от других религий, вовсе не считает, что все, кто не переходит в нашу веру, живут напрасно. Мы не занимаемся миссионерством среди других народов, а тех, кто хочет к нам присоединиться, сначала пытаемся отговорить. Так что, с нашей точки зрения, христианин или мусульманин и там, где он находится, может жить достойно и не вызывать претензий у Б-га.

В то же время мы, евреи, лично испытали на себе Его особую любовь и установили с Ним особую связь, и получили особое задание. Это не вопрос правды и неправды, «хороших» и «плохих». Это вопрос особой миссии, которой общий Отец может наделять одного из «хороших» детей. И особой системы отношений с этим «ребенком» в силу данной ему миссии.

Говоря об этом, я обычно пользуюсь примером королевской семьи (только придется теперь заменить «королеву Великобритании» на «короля» — признаться, не тот вес, пусть это и не его вина, просто королева была целым «понятием», глыбой). Так вот, для короля его семья — свои. А остальные англичане — не свои, чужие? Нет, конечно, тоже свои и тоже в каком-то роде «дети», только… по-другому. Как говорят у нас, «понимающий поймет». И обычному англичанину вовсе не обязательно становиться членом королевской семьи, чтобы быть «по-настоящему» своим, он и так в достаточной степени свой.

Так что у короля одновременно, в разных аспектах, и «нет семьи», и есть!

Вот и у Б-га «нет религии» — и в то же время есть!

Ну, или можно так: у Б-га нет религии. Но у евреев она есть! И мы — не Б-г, а евреи.

Поэтому продолжим соблюдать законы своей религии и служить нашему — да, нашему — Отцу Небесному.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме