Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Продолжение книги раби Моше Кордоверо «Томер Двора»

7. «Он снова смилуется над нами»

Всевышний не поступает так как люди: если кто-то прогневал человека, то даже если он потом мирится с ним, он уже не может любить его так же сильно, как раньше. Но если человек согрешил и затем раскаялся, Всевышний ценит его еще больше, чем до этого.

Об этом сказано в Талмуде (Брахот 34): «На том месте, где стоят раскаявшиеся грешники, не могут стоять даже совершенные праведники». Мудрецы толковали: «Почему буква ה (эй) похожа на крыльцо? Что каждый, кто хочет выйти из мира, может выйти». Смысл этого такой: высь мир создан буквой ה (которая указывает на сфиру Малхут — прим. пер.), и Творец создал мир широко открытым в сторону зла и греха. Материальность, злое начало и изъяны есть во всех направлениях, как на неогороженном крыльце, с которого легко упасть вниз. У всякого, кто хочет забыть о Грядущем Мире, есть множество выходов, и к какой бы стороне [человеческой деятельности] он бы не обратился, он может найти там грех и преступление, которые приведут его к Внешним силам (силам зла — прим.пер.).

Но вместе с тем, буква ה открыта слева сверху, что символизирует раскаяние, которое принимается Творцом. Но почему тогда человек не может вернуться по тому же пути, по которому он вышел, снизу? Мудрецы отвечают: «Это не будет успешно!» Они имеют в виду, что человеку, раскаявшемуся в грехе, недостаточно ограждать себя от греха так, как это делают праведники. Ибо для праведников, которые никогда не грешили, достаточно небольшого ограждения, а грешнику, который согрешил и раскаялся, недостаточно малого ограждения, но он должен оградить себя от греха несколькими мощными преградами. Ведь то небольшое ограждение, которое было вначале, уже проломлено один раз, и если человек приблизится к нему, злое начало с легкостью его соблазнит. Поэтому нужно весьма и весьма отдаляться [от греха].

Именно поэтому человек не входит обратно через «вход на крыльцо», где он уже проломил прореху, а поднимается и входит через узкий проход, который символизирует маленький промежуток вверху буквы ה. А самоистязание и отказ от жизненных удовольствий, [которые берет на себя человек в рамках раскаяния] помогают заделать сделанные ими прорехи.

Именно поэтому «на том месте, где стоят раскаявшиеся грешники, не могут стоять даже совершенные праведники». Ведь раскаявшиеся не вошли через [широкий] вход, чтобы быть вместе с праведниками, а терпели страдания и поднялись через верхний вход, истязали себя и отделились от греха много более, чем праведники. Поэтому они поднялись до уровня ה, который называется Пятой ступенью Ган-Эдена, т.е. крыши ה, в то время как праведники находятся в нижней части ה, «при входе на крыльцо».

Поэтому когда человек раскаивается (на иврите — делает тшуву, תשובה; слово тшува можно прочесть как תשוב-ה, возвращение ה на свое место), Всевышний возвращает этому человеку Свое присутствие (шехину; буква ה символизирует шехину, связанную со сфирой Малхут — прим. пер.). И Творец не просто возвращает человеку Свою прежнюю любовь, а любит его теперь намного больше. В этом и заключается качество «Он снова смилуется над нами»: Всевышний еще более милосерден к евреям, исправляет и приближает их.

Таким же образом человек должен вести себя со своим ближним. Не держать на него зла по поводу предыдущей ссоры, а наоборот, увидев, что ближний ищет примирения и дружбы, относиться к нему с еще большим милосердием и любовью, чем раньше. Нужно сказать себе: «Он для меня — как раскаявшийся грешник, на месте которого не может стоять даже совершенный праведник», и приближать его к себе даже больше, чем «совершенных праведников» — тех людей, которые никогда против него не грешили.

8. «И покорит наши беззакония»

Всевышний поступает с Израилем согласно качеству «покорения беззакония». Ибо заповедь уподоблена «цветущей виноградной лозе, на которой появились почки», она возносится вверх, в бесконечную высь, чтобы предстать перед Творцом. У грехов же нет входа туда, и Всевышний сдерживает их, чтобы они не могли войти, как написано (Теилим, 5:5): «Не уживется с тобой дурное», так что зло не может войти внутрь.

И поскольку заповеди находятся перед Всевышним, «в этом мире нет награды за заповедь» (Кидушин, 39), — потому что заповеди предстают перед Творцом, и как можно дать в этом материальном мире духовную награду?! Ведь весь этот мир не стоит одной заповеди и духовного удовлетворения от нее.

По этой же причине Всевышний не берет «взятку заповедями». К примеру, Он не говорит: «этот человек совершил сорок заповедей и десять грехов, таким образом остается тридцать заповедей, а десять будут вычтены за десять». Но даже если абсолютный праведник допустил один грех, он уподобляется человеку который сжег Тору, пока не заплатит свой долг (т.е. не получит наказание за единственный грех — прим. пер), а затем получит награду за все свои заповеди. И в этом заключается большая милость, которую сделал Всевышний с праведниками, что не вычитает заповеди за грехи, ведь заповеди чрезвычайно цени и поднимаются к Творцу, и как можно вычесть из них из-за грехов? Ведь наказание за грех — часть презренного геинома, а награда за заповеди — от славного сияния Шехины, и как обменять одно на другое?! Вместо этого, Всевышний взимает расплату за грехи и воздает награду всех заповедей.

В этом и заключается смысл атрибута «покорит наши беззакония» — что грехи не имеют пред Творцом такой же силы, как заповеди. Всевышний сдерживает их, чтобы они не поднимались и не входили внутрь. И хотя Он надзирает над всеми деяниями человека, как хорошими, так и плохими, Он не сдерживает добро, а позволяет ему расцветать и подниматься высоко ввысь, где заповеди включаются одна в другую и выстраиваются в славное здание и одеяние. Грехи же не обладают таким свойством, и Всевышний сдерживает их, чтобы не преуспели в этом и не вошли вовнутрь.

Человек также должен вести себя в соответствии с этим качеством. Он не должен не забывать о добре, которое получил от ближнего и помнить зло, которое тот ему причинил. Наоборот, нужно подавить зло, забыть и оставить его, не держать на ближнего злобу. Добро же следует постоянно помнить, и оно должно быть в глазах человека более важным, чем все плохое, что ближний принес ему. И нельзя производить «взаиморасчет», говоря: «даже если он сделал мне добро, он ведь сделал и зло» и забывая про добро. Не следует делать так, а нужно стараться простить зло как только можно, а добро никогда не упускать из виду, и стараться изо всех сил не обращать внимания на зло, подобно тому как Всевышний «подавляет» грехи.

9. «И Ты ввергнешь в глубины моря все их грехи»

Это качество — проявление доброты Творца. Ведь, к примеру, когда дети Израиля согрешили и Всевышний отдал их в руки фараона, а потом они раскаялись — почему Он должен наказывать фараона, Санхерива, Амана и им подобных? (Ведь они — только орудия в Его руках — прим. пер.) Однако Всевышний не удовлетворяется тем, что говорит: «Они раскаялись, значит им больше не будет причинено зла, значит фараон, Санхерив и Аман оставят их в покое». Этого недостаточно, и Всевышний делает большее — злой замысел Амана возвращается на его голову, и также с фараоном и Санхеривом.

Причина, по которой Творец делает так, связан с тайной Торы, заключающейся в понятии козла отпущения: «и понесет на себе козел все их грехи в пустынную землю» (Ваикра 16). Смысл этого — что козел в буквальном смысле получает наказание за их грехи, и это очень сложно понять: как может быть, что евреи грешат, а козел несет их грехи?!

Объяснение этого следующее. Когда человек исповедуется перед Творцом в своих грехах и принимает на себя очищение, как сказал Давид: «начисто отстирай меня от греха», и как мы говорим в молитве: «сотри мой грех по великой Твоей милости», он молится чтобы грехи были очищены с помощью легких страданий, которые бы не помешали изучению Торы. И поэтому молитва продолжается: «(сотри мой грех), но не через тяжкие страдания и болезни». Это имел в виду царь Давид, когда сказал Всевышнему: «Ты прав во всем, что пришло на меня» — Давид безропотно принял на себя страдания, чтобы очиститься от тех грехов, которые искупляются только через страдания или смерть.

Так и происходит — когда человек исповедуется перед Творцом в своих грехах, Он налагает на него искупление в виде страданий. И тогда там немедленно появляется Самаэль (ангел зла), и требует свое, ведь его часть — это [зло, приходящее на человека]. Но Всевышний обращает это зло на голову Самаэля, подобно козлу отпущения, и таким образом Израиль очищается.

Причина этого — в том, что Творец устроил мир так, что всякий, чьими руками на Израиль накладывается наказание, будет уничтожен. Поэтому в Торе есть заповедь «Человек, который ложится с животным, должен быть умерщвлен, и животное вы тоже должны убить» (Ваикра 20:15), [хотя животное, собственно, ни в чем не виновато]. И по этой же причине камень или меч, с помощью которых был приведен в исполнение смертный приговор, должны быть похоронены — чтобы уничтожить их [духовную] силу и существование после того, как они были использованы.

В этом заключается и тайна истукана, которого видел во сне Невухаднецар (Даниэль 2:32-34). Израиль был отдан в руки царя Вавилона, которого символизирует золотая голова истукана; и после этого вавилонский царь был побежден Персией, которая соответствует серебряным рукам и груди истукана, которая в свою очередь была покорена другим народам, и так далее, пока Израиль не спустился до уровня «ног, часть которых из железа, а часть из глины». А в конце дней, все закончится благополучно: Всевышний поставит [тех, кто притеснял Израиль] и произведет над ними суд, как написано (Дварим, 32:23): «стрелы Мои истрачу на них (Израиль)», — «Мои стрелы (т.е. притеснители) кончатся, а Израиль не будет истреблен».

В книге Даниэля написано (2,34-35): «Сорвался камень без помощи (чьих-либо) рук и ударил истукана по ногам, которые из железа и глины, и раздробил их». Это означает, что от истукана остались только ноги, а голова, руки и туловищу уже потеряли свою силу. И тем не менее, далее написано: «и тогда части (истукана) из глины, меди, серебра, золота были сокрушены вместе». Объяснение этого — в том, что в будущем Всевышний поставит Самаэля (ангела зла) и нечестивцев, исполняющих его дела, и произведет над ними суд.

В этом и заключается атрибут «и Ты ввергнешь в глубины моря все их грехи» — Творец направит силу правосудия на тех, кто называется «глубины моря», как сказано: «а нечестивцы — как разбушевавшееся море, когда оно не может утихнуть и его воды извергают ил и грязь» (Йешаяу 57:20). Это те, чьими руками Израиль получает наказание — Всевышний вернет потом все их злодеяния на их голову. Причина этого — в том, что после того как Израиль получает наказание, Творец сожалеет даже по поводу того, что было раньше, и требует ответа [от тех, чьими руками было произведено наказание]. Более того, «Я прогневался немного, а они усилили бедствие» (Захария 1:15). (То есть, народы мира причинили Израилю больше страданий, чем им было положено — прим. пер.)

Человек должен вести себя по отношению к ближнему в соответствии с этим качеством. Если тот — злодей, но сломан страданиями, не следует его ненавидеть, ведь страдания очищают его от зла. И нужно приближать к себе падших и получающих свою кару, проявлять к ним милосердие и спасать их от врага. Нельзя говорить: «он сам виноват, это все из-за его грехов», а следует, наоборот, относиться к ним милосердно в соответствии с этим качеством.


Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца. Читать дальше