Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Отмечать светский Новый год — проблема?

Темы: Христианство, Запреты, Ханука, Ассимиляция, Идолопоклонство, Новый год

Отложить Отложено

Каждый раз перед Новым годом у нас на работе заново разгорается спор о том, есть ли проблема евреям праздновать Новый год. Ведь это сугубо светский праздник? Можете, пожалуйста, разъяснить этот вопрос? N.

Отвечает рав Яков Шуб

Здравствуйте, N.

Большое спасибо, что обратились к нам.

Действительно, тяжело обсуждать этот вопрос, поскольку для большинства выходцев из бывшего Советского Союза он имеет определенную эмоциональную окраску, что и приводит к жарким спорам. Но, тем не менее, давайте попробуем рационально подойти к вопросу и определить отношение иудаизма к этому празднику.

Новый год был центральным праздником в Советском Союзе. С одной стороны, в отличие от других праздников, например, 7-го Ноября — годовщины революции, 1-го мая — дня солидарности трудящихся, Новый год не имел под собой идеологической базы и был чисто семейным праздником.

С другой стороны, в отличие от Рождества, он также не имел и религиозной подоплеки. Скорее наоборот, советское руководство старалось утвердить именно праздник Новый год. Для этого были взяты на вооружение некоторые рождественские обычаи, например, елка, подарки, дед Мороз и т. п., и всё это — чтобы нивелировать влияние христианского Рождества, выпадающего на это время, частично удовлетворив «потребность населения» в рождественской атмосфере и т. п. Поэтому важно разобрать, каково же отношение иудаизма к этому празднику.

Новый год в еврейских источниках

Сегодня Новый год не имеет явной связи с христианством, но в еврейских источниках мы встречаем упоминания о такой связи. Так, автор «Трумат а-Дэшен»[i] в своих респонсах (195) разбирает вопрос о том, разрешено ли дарить подарки неевреям на восьмой день после Рождества, который называют Новый год. Для неевреев получение подарка в этот день было хорошим знаком, они благодарили свои божества за это. Этот вопрос Рамо[ii] приводит в Шулхан Арухе[iii] (Йоре Дэа 148:12). Сама постановка вопроса указывает на то, что Новый год был религиозным праздником.

Тем не менее, в наше время все согласны, что Новый год — праздник не религиозный, и зачастую даже мусульмане и индуисты отмечают его. Кроме того, у христиан не проводятся специальные службы в честь этого дня.

Не следовать путям неевреев

Теперь, когда мы выяснили, что Новый год не имеет под собой религиозной подоплеки, нам понятно, что его празднование не является нарушением запрета идолопоклонства. Тем не менее, надо еще разобрать вопрос, не является ли его празднование нарушением запрета следовать путям неевреев (Ваикра 18:3).

Для начала важно отметить, что существуют два вида нееврейских «путей» (обычаев), религиозные и нерелигиозные. Понятно, что следовать нееврейским религиозным обычаям евреям запрещено. Более того даже, если у евреев был такой обычай, а потом неевреи приняли его как свой, он становится запретным для евреев. Пример: наши праотцы приносили жертвы Всевышнему на жертвенниках особого вида. Неевреи стали использовать их для службы идолам, и с тех пор такие жертвенники стали запрещены евреям (см. комментарий Тосафот[iv] к Авода Зара 11а).

Нерелигиозные обычаи

А вот о нерелигиозных обычаях существует спор ришоним («ранних комментаторов»)[v]: в каких случаях они запрещены. По мнению Тосафот (Авода Зара 11а, Санхедрин 52 б), если этот обычай упоминается в еврейских источниках, то евреи могут ему следовать, хотя неевреи тоже так поступают. В качестве примера приводится обычай сжигать имущество царей после их смерти. Этот проявление уважения к царям: никто не будет пользоваться их имуществом после смерти. Поскольку этот обычай упоминается в Пророках (Ирмияу 34:5), для евреев нет проблем следовать этому обычаю, хотя неевреи тоже так поступают.

Если же нееврейский обычай не упоминается в еврейских источниках, то он запрещен, даже если не связан с религией.

В свою очередь, Ран[vi] (Авода Зара 11а, Санхедрин 52 б) считает: если нееврейский обычай имеет логическое объяснение или приносит какую-то пользу, для евреев нет проблемы следовать этому обычаю, поскольку это не делает их подобным неевреям. Поэтому сжигать имущество царя после его смерти не запрещено, т. к. этот обычай обоснован — это проявление уважения к царю.

Получается, по мнению Рана, запрещены только те обычаи, у которых нет логического объяснения, и те, от которых нет никакой пользы.

Подобного мнения придерживается и Маарик[vii] (респонс 88): он разрешает еврейским врачам ношение профессиональной одежды. Хотя такую одежду носят нееврейские врачи, врачи-евреи также могут ее носить, поскольку этому есть логическое объяснение. Эти люди надевают специальную одежду, чтобы было видно: они врачи и к ним можно обращаться за врачебной помощью.

Как же устанавливается галаха (закон)?

Рамо (Йорэ Дэа 178:1) приводит мнения Рана и Маарика, согласно которым запрещены только обычаи, не имеющие логического объяснения и пользы. В свою очередь, Виленский Гаон[viii] (Йорэ Дэа 178) следует мнению Тосафот, согласно которому запрещены любые обычаи, не упомянутые в еврейских источниках. Большинство галахических авторитетов считает, что закон устанавливается в соответствии с мнением Рамо.

Елочка на Новый год

Теперь мы можем понять, разрешено ли евреям ставить елочку в честь Нового года. Общеизвестно, что елочка — языческий обычай, перекочевавший в христианство. Позже, в советские времена, на рождественскую елочку водрузили красную звезду и она стала новогодней елочкой, без всякой связи с религией. Т. е., те, кто сегодня ставит новогоднюю елочку, ни в коей мере не намереваются исполнить с ее помощью языческий или христианский обряд, а это просто новогодняя елочка.

Но даже если предположить, что связи между елочкой и христианством больше не существует (что вполне можно оспорить), ставить елочку всё равно будет запрещено: этот обычай не имеет никакого логического объяснения, соответственно, выполнять его — значит нарушать запрет следовать путям неевреев, см. выше.

В чем суть запрета следовать путям неевреев?

Как было сказано выше, запрет следовать путям неевреев нарушается, когда еврей выполняет нееврейские обычаи, у которых нет логического объяснения или от которых нет пользы.

Ран (Авода Зара 11а; Рамо цитирует его в комментарии к Йорэ Дэа 178:1) полагает, что проблема в следующем: когда еврей следует нееврейскому обычаю, в котором нет смысла, есть основания опасаться, что истоки этого обычая — в служении идолам.

Значит, можно предположить: если мы точно знаем, что тот или иной обычай не имеет отношения к чужим религиям, то с ним нет проблемы, даже если его смысл нам неизвестен? Тогда можно было бы сказать, что светские праздники, которые никак не связаны с религией, можно праздновать, не нарушая запрета следовать путям неевреев.

Однако не будем спешить с выводами. Дело в том, что Маарик, которого Рамо также цитирует, полагает: когда еврей следует чужому обычаю, в котором нет смысла, проблема не в возможной связи этого обычая с идолопоклонством (как считал Ран). Проблема в другом: есть основание опасаться, что он делает это, чтобы уподобиться неевреям и сблизиться с ними,

Рамбам[ix] (Законы об идолопоклонстве 11:5) также считает: что смысл запрета следовать путям неевреев — в том, чтобы не уподобляться неевреям. Более того, сам Ран в другом месте (комментарий к Санхедрин 52 б) также пишет: проблема в уподоблении неевреям.

Если основная проблема следования нееврейским обычаям — в том, что, следуя им, мы уподобляемся неевреям, то, получается, эта проблема существует даже с обычаями, которые никак связаны с чужими религиями.

Светские праздники (День Победы, День независимости и т. п.)

Как мы выяснили выше, запрет следовать путям неевреев нарушается, когда еврей выполняет нееврейские обычаи, у которых нет логического объяснения, поскольку так он уподобляется неевреям.

Однако отмечать светские праздники, причина празднования которых нам хорошо известна, например, День Победы или День независимости, разрешено. Поскольку хорошо известна причина, по которой их празднуют, мы полагаем: еврей, который отмечает эти дни, поступает так именно по этой причине, а не для того, чтобы уподобиться неевреям.

День благодарения в Америке

Прежде чем перейти к вопросу о Новом годе, целесообразно упомянуть похожий вопрос об американском Дне благодарения. Это поможет нам прояснить и ситуацию с Новым годом. День благодарения установлен в память о спасении переселенцев из Англии, которые, прибыв в Америку, смогли пережить тяжелую зиму 1620-21 года, в частности, питаясь местной индейкой. Сегодня это выходной день в Америке, среди праздничных обычаев — собираться всей семьей, устраивать семейные трапезы с индейкой, пюре и клюквенным сиропом.

Рав Мойше Фанштейн в своих известных респонсах «Игрот Моше» в четырех местах обращается к вопросу о том, разрешено ли евреям праздновать этот праздник. Он пишет (Игрот Моше, Йорэ Дэа 4:12), что этот вопрос не совсем ясен ему. С одной стороны, можно сказать, что событие, в честь которого установлен этот праздник, — не настолько великое и значительное, как, например, событие, в честь которого установлен День независимости и т. п. Соответственно, празднование без серьезной причины может быть нарушением запрета следовать путям неевреев. Ведь, поскольку событие, в честь которого установлен этот праздник, не очень значительное, мы полагаем, что его празднуют, чтобы уподобиться неевреям.

С другой стороны, поскольку это праздник сугубо светский, то даже минимальной причины достаточно, чтобы сказать: в данном случае запрет следовать путям неевреев не нарушается.

Сам автор «Игрот Моше» пишет, что он больше склоняется к первому мнению.

Наш ли Новый год?

Теперь мы можем перейти непосредственно к обсуждению вопроса о праздновании евреями Нового года. В одном из своих респонсов (Игрот Моше, Эвен а-Эзер 2:13) рав Мойше Файнштейн рассматривает два этих праздника, День благодарения и Новый год, под одним углом. Поэтому можно предположить, что с Новым годом существует такая же проблема, как с Днем благодарения.

С одной стороны, окончание одного астрономического года и начало следующего — это не такая значимая причина для празднования, как, например, день Независимости и т. п. Соответственно, праздновать без серьезной причины может быть нарушением запрета следовать путям неевреев.

На практике это будет означать, что в этот день нельзя устраивать празднование, собираться в честь праздника, но можно собраться просто как в выходной день.

(Важно отметить: в день Рождества рав Мойше Файнштейн не только запрещает[x] собираться — даже не в честь праздника, но и рекомендует не отмечать в этот день события, которые не должны быть привязаны к определенному дню, например, свадьбу или Бар-Мицву, чтобы это не выглядело как празднование Рождества).

С другой стороны, поскольку Новый год является сугубо светским праздником, даже минимальной причины достаточно, чтобы сказать: в данном случае не нарушается запрет следовать путями неевреев.

На практике это будет означать, что разрешено собраться в этот день в честь праздника, но это не должно быть обязательной практикой для евреев.

Недавно нам удалось представить эту дилемму одному из крупных раввинов современности, раву Ашеру Вайсу. Он сказал: поскольку во всем мире в той или иной степени придают значение началу календарного года и некоторые отмечают это как праздник, этого достаточно, чтобы сказать: празднование Нового года — не нарушение запрета следовать путями неевреев.

Разрешено ли всё, что не запрещено?

Мы выяснили: есть галахические авторитеты, которые полагают, что празднование Нового года не нарушает запрет следовать путям неевреев. Однако это вовсе не значит, что стоит приносить этот праздник в наши семьи. Одно дело — когда речь идет о том, поздравить ли родственников, для которых это всё еще является центральным праздником в году. Или можно предположить, что есть религиозные евреи из бывшего Советского Союза, которые всё еще не могут расстаться с сантиментами детства, связанными с этим праздником.

Другое дело, хотим ли мы передать эту «традицию» своим детям. Что мешает нам передать детям свет и радость семейного праздника через Хануку, праздник, который зачастую выпадает на тот же период. Чем ханукия, суфганийот (пончики) и хануке гелт (денежный подарок детям на праздник) хуже елочки, оливье и новогодних подарков?

Может быть, некоторым из нас стоит задуматься о том, почему традиционные еврейские праздники не так радуют и вдохновляют, почему приходится искать праздничное настроение «на стороне»…

Заключение

Подытожив сказанное, мы можем выделить несколько моментов:

— Разрешено праздновать День Победы, День независимости страны проживания и другие подобные праздники.

— Елочка, Дед Мороз и прочие новогодние атрибуты запрещены как следование путям неевреев.

— Вопрос о праздновании Нового года является спорным с точки зрения еврейского Закона. С одной стороны, смена календарного года не такое важное событие, чтобы его праздновать, и, соответственно, его празднование — нарушение запрета следовать путям неевреев.

С другой стороны, поскольку Новый год является сугубо светским праздником, то даже минимальной причины достаточно, чтобы сказать: в данном случае не нарушается запрет следовать путям неевреев.

— Есть галахические авторитеты, на мнение которых может полагаться тот, кто хочет праздновать Новый год. На практике это будет означать: в этот день можно собраться в честь праздника, но это не должно быть обязательной практикой для евреев.

— Ради детей важно приложить усилия к тому, чтобы передать им радость и свет семейного праздника через еврейские традиции.

С уважением, Яков Шуб


[i] Раби Исраэль Исерлин (Маарай; ок. 5150-5220 /ок. 1390-1460) — глава поколения мудрецов Австрии и Германии, автор книги «Трумат а-Дэшен».

[ii] Раби Моше бар-Исраэль Исерлис (ок. 5290-5332/ок. 1530-1572) — один из величайших раввинов и законоучителей; автор книги «Мапа» («Скатерть»), ставшей интегральной частью кодекса Шульхан Арух. Раби Моше Исерлис зафиксировал традиции ашкеназской школы законоучителей, и в большинстве случаев конечный практический закон для ашкеназских евреев устанавливается именно в соответствии с мнением Рамо.

[iii] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона. Буквальный перевод названия — «накрытый стол». В этом труде приводятся еврейские законы и постановления, которые имеют практическое значение в наше время. Шульхан Арух охватывает все важные галахические аспекты повседневной еврейской жизни.

Составил кодекс Шулхан Арух в 16 в. Раби Йосеф Каро, уроженец города Толедо, после изгнания из Испании живший в Португалии, Турции, Болгарии, а в конце жизни поселившийся в Цфате, что на севере Эрец-Исраэль.

[iv] Термин «Тосафот» буквально означает «прибавления», «добавления». Под этим названием объединены обширные комментарии практически на все трактаты Талмуда, составленные плеядой знаменитых еврейских ученых 12-14 веков, главным образом — из Франции и Германии. Отталкиваясь от комментария Раши, они как бы продолжают и расширяют его.

[v] Ришоним (ивр. «первые», «ранние») — еврейские законоучители и мудрецы Торы времен Средневековья — с начала 11 до конца 15 века.

[vi] Раби Нисим бар-Реувен (Ран; ок. 5070 — ок. 5135 /ок. 1310-ок. 1375) — глава своего поколения мудрецов Испании, выдающийся законовед и комментатор Талмуда.

[vii] Раби Йосеф бар-Шломо Колон (Маарик; ок. 5180-ок. 5243 /ок.1420-ок.1483, Франция, Италия) — один из духовных лидеров поколения.

[viii] Виленский Гаон, Дер Вильнер Гаон, Раби Элияу бен-Шломо-Залман, а-Гро (5480-5558 / 1720-1797) — знаменитый ученый-талмудист, гордость восточно-европейского еврейства.

[ix] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965/1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

[x] См. Игрот Моше, Эвен а-Эзер 2:13.

Материалы по теме


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше