Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Признак невежды — похвальба»Книга Зоар, Балак 193, 2

Если религиозный человек богат, это может привлечь других к вере?

Темы: Богатство, Зависть, Предназначение, Шломо, Скромность, Скромность в одежде, Цари Израиля

Отложить Отложено

Здравствуйте. У меня сразу несколько вопросов.

Единственная причина, по которой человек должен быть скромным, — это потому, что у других людей это может вызвать зависть и другие негативные эмоции?

Написано, что человек должен надевать одежду, соответствующую его общественному положению. То есть хорошо обеспеченные люди всё-таки могут носить недешёвую одежду?

Ещё я предполагаю, что набожные люди меньше подвержены зависти.

В теории: 1. может ли ношение дорогой одежды, драгоценностей и других предметов роскоши стать непрямым освящением имени Творца? Ведь если все знают, что этот человек — религиозный, он отделяет до 20% доходов на благотворительность и, когда его спрашивают, говорит: «Барух Ашем (слава Б-гу), Всевышний дал. Если бы не Всевышний…»

2. По идее, люди нерелигиозные могут подумать: «Вот он — религиозный —  так хорошо живёт, может, и мне узнать, что он там изучает и т.д.» Ведь люди думают, что набожность — это сплошные запреты и заповеди. А когда они увидят, что можно быть религиозным и при этом жить в достатке, радости и вполне современно, я так полагаю, это может стать освящением имени Всевышнего. Имеет ли такой вариант право на существование? Константин

Отвечает рав Нахум Желязник

Здравствуйте, Константин!

Так как же вести себя соблюдающему еврею со средствами? Действительно непростой вопрос. С одной стороны, есть шанс освятить Имя Б-га. С другой, риск вызвать зависть и неприязнь окружения, даже оттолкнуть других от веры. Что делать? Скрывать достаток или нет? Отличный вопрос, спасибо Вам!

Кто как реагирует

По-видимому, нам предстоит взвесить: какая реакция при виде «преуспевающего праведника» более вероятна? Вы думаете: «Вот он — религиозный — так хорошо живёт, может, и мне узнать, что он там изучает…» Но ведь не исключена и обратная реакция: «А-а-а, религиозный?! Вот куда наши денежки уходят! Мы тут вкалываем, а он сидит с книгами, штаны протирает… паразит датишный!» — характерно для некоторых групп в Израиле. В странах рассеяния можно услышать другой вариант: «Смотри, Мань, как жиды обворовали государство! Чтоб он…» И дальше нецензурно.

Мне почему-то кажется, что сегодня мало кто сможет по достоинству оценить праведника и отдать ему дань уважения. Да и праведников настоящих, таких, что освящают Имя Всевышнего своим существованием, честно говоря, еще поискать надо. Поэтому хочется предположить, что тот, кто ведет себя скромно, останется в выигрыше. Не стоит слишком шиковать на публике.

Скромно — это как?

Насколько скромно вести себя? Ведь и в скромности тоже есть градация. Понятно, что не надо ходить как бомж. Скромность — это не самоунижение. Скромность никак не противоречит осознанию своей значимости.

Есть тут интересный момент: тот, кто в глубине души ощущает свою несостоятельность и ненужность, не сможет быть скромным. Он будет кричать о себе и демонстрировать при каждом случае: «Смотрите на меня, я всё-таки не пустое место, я чего-то стою!» Так он, подсознательно, пытается убедить в этом самого себя. Скромность — это качество людей целостных. Людей, которые знают себе цену, но не живут потребностью доказывать свою ценность каждому встречному.

Скромность еврея — это глубокое осознание своей значимости как «представителя» Всевышнего среди людей. Слуга Самого Творца мира — это немало и это обязывает. Поэтому мы должен носить опрятную и достойную одежду уважающего себя человека. И главное — стараться вести себя соответственно внешнему виду. Не секрет, что освящение или, не дай Б-г, осквернение Имени в большей степени зависит не от одежды, а от нашего поведения.

Не только во внешности, но на других «направлениях», например, в приобретении имущества стоит быть скромным. Машина, квартира и т.д. — такие, чтобы отвечали потребностям семьи, не больше. Не стоит окружать себя чрезмерной роскошью. Важно помнить слова Рабана Гамлиэля[i] (Авот 2:7): чем больше имущества — тем больше забот… Зачем осложнять себе жизнь?

Богатство царя Шломо

Возможно, есть и исключения из этого правила. Есть соблюдающие люди, которым приходится жить жизнью социальной элиты. Это как? Случается, что достаток и положение дается человеку для выполнения определенной духовной миссии.

Приведем пример — царь Шломо. Он был не только мудрейшим из мудрых, но и богатейшим из богатых. Творец наделил его властью и богатством ради великой цели. Во времена Шломо еврейское царство достигло небывалого расцвета. Окрестные правители считали за честь выдать своих дочерей за великого монарха. Имя царя Шломо и — благодаря его освящению Имени — Имя Всевышнего гремело на весь мир.

Понятно, что праведность царя не мешала ему на высоком престоле. Он одевался как царь, вел себя как царь и жил как царь, выполняя этим волю Всевышнего и неся знание о Нем, Благословенном, всем народам. Он успешно играл особую роль, уготованную ему Свыше.

Играть свою роль

Нечто подобное бывает и сегодня. Возьмем, например, человека, дело которого — собирать средства на учебные заведения, где изучают Тору. Он должен быть частью общества, с которым работает. Иначе никак. Если негласный закон не позволяет приехать на банкет олигархов на автомобиле эконом-класса и в шортах, то у нашего знакомого должен быть личный «Мерседес» и костюм от модельера. А как же скромность? В этом его скромность: использовать полученные средства для исполнения воли Всевышнего.

Конечно, это непросто. Людей, способных на такое, по-видимому, совсем немного. Требуется крепкая вера, чтобы сказать себе: «Это всё — не мое, это Б-г дал мне, поскольку хочет принести через меня благо людям. Я — только звено в Его, Всевышнего, цепочке. Он выбрал меня на эту важную роль, и я благодарен Ему». Человек, способный на такое, бесспорно, находится на очень высоком духовном уровне.

С уважением, Нохум Желязник


[i] Рабан Гамлиэль бар-Раби — старший сын Раби Йеуды а-Наси; сменил отца во главе Санхедрина (Ктубот 103 б). Принадлежал к переходному поколению между танаями и амораями (мудрецами Мишны и Талмуда). Его ближайшими учениками были раби Ошая и раби Йоханан, руководители следующего поколения мудрецов.

Материалы по теме


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше