Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Зейра: Нельзя пообещать ребенку что-либо и не выполнить обещания, так как этим ты учишь его лжи.»Трактат Сукка 36:2

Б-г уничтожает тех, кто Ему не молится?

Темы: Испытание, Исправление, Награда и наказание, Машиах, Душа, Прощение, Вера, Добро и Зло

Отложить Отложено

Добрый день, я ходил в еврейский детский сад, в еврейскую школу. И никогда не ставил под вопрос существование Б-га. Но в последний год я отдалился от веры, потому что не могу дать себе ответ на один вопрос и не могу его кому-то задать, так как нельзя ставить под сомнения существование Всевышнего. Вот этот вопрос: зачем всесильному Б-гу создавать людей, и если они Ему не молятся, делать им плохо? Получается, Б-г — это нарциссический «чувак», который создаёт людей, чтобы те ему молились, а если человек ему не молится, уничтожает его? Благодарю за ответ. Иван

Отвечает рав Нахум Желязник

Здравствуйте, Иван!

Спасибо за Ваш вопрос!

Не могу понять, на основании чего сделан вывод, что Б-г уничтожает тех, кто Ему не молится. Подавляющая часть человечества Ему, Благословенному, не молится — и ничего, живет себе. Многие очень даже неплохо живут, получше, чем мы с Вами. Нередко можно наблюдать обратную картину: праведники страдают больше чем грешники.

Возможно, Вы говорите об уничтожении душ тех, кто «не молится», в Будущем мире. Но и это неверно. Наша Традиция учит, что Б-г милостив и прощает грехи. Иногда ради прощения душе требуется проделать большую работу: пройти через страдания Геинома или исправлять содеянное в следующем перевоплощении, но, тем не менее, душа не пропадает. После исправления и очищения душа наследует Вечное Благо Будущего мира.

По-видимому, Вам, как и многим другим, не дает покоя большое количество зла в мире. Действительно, иногда такое видишь, что приходит мысль: «будь я Б-гом, такого бы не допустил…»

Всевышний, по Своей мудрости, создал мир именно таким, как мы его и видим: со всем злом и несправедливостью. Он, Благословенный, как бы исключил Себя из мироздания, предоставив человеку полную свободу. Твори, что хочешь! Ломай, разрушай, грабь и убивай!

Свобода действий человека совсем не означает, что Б-г не вмешивается. Наоборот, Он — и не кто иной — стоит за самыми страшными бедами: войны, катаклизмы, эпидемии и т. д. Как бы странно это ни звучало, всё это — дело Его рук. Всё это необходимо, чтобы привести мир к окончательному исправлению: победе добра над злом и раскрытию Единства Всевышнего в мире.

Конечно, Самому Всевышнему это не нужно. Для Него вообще нет понятия «Мне нужно», ведь Он, Благословенный, — Начало всего, без какого-либо недостатка или «нехватки». Всеобъемлющий и Бесконечный. Раскрытие Единства Творца через победу над злом необходимо как награда для праведников, которые так ждут этого.

Тот, кто смог сохранить веру, несмотря на всё зло вокруг, удостоится жить (после воскрешения из мертвых) в исправленном мире. Наша с вами задача — увидеть милосердную руку Отца, даже когда Он наказывает Своих детей. Не сдаться злу, не опуститься.

Возможно, именно в этом и состоит духовная миссия последних поколений перед приходом Машиаха.

Кстати, это одна из основных идей Пурима: само зло оказывается ступенькой к будущему спасению. Если бы не злодей Аман, у нас не было бы этого замечательного праздника. Помните? Кто посоветовал царю Ахашверошу провести «парад невест»? Мемухан, он же — Аман! Так Эстер восходит на трон, чтобы в будущем (через пять лет!) разрушить замыслы Амана.

Когда придет Машиах, мы увидим, для чего нужны были все беды и страдания. Как наши личные, так и общечеловеческие. И увидим, как зло уничтожит само себя. А пока — мы во тьме. Ничего не остается, кроме как укрепляться в вере: всё, что Всевышний делает, — к лучшему! И не сдаваться, продолжать делать добро и искать свет.

С уважением, Нохум Желязник

Материалы по теме

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Законы раскаяния. Главы 1—2

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»

Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.

Испытание и чудо

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?

Где в Торе говорится о Машиахе?

Журнал «Мир Торы»

Удивительный парадокс: в устной Торе (Талмуде, Мидрашах) ведется подробное обсуждение вопроса веры в приход спасителя, именуемого Машиах, а в письменной Торе об этом нет ни одного упоминания!


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше